Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Идеал мудреца и основания стоической этики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Идеал мудреца и основания стоической этики
Идеал мудреца и основания стоической этики
Определение 1

Стоики – это представители позднеантичной философской школы, разработавшей этический идеал невозмутимого мудреца, полностью управляющего своими чувствами.

Предпосылки и история возникновения школы стоиков

Стоическая школа возникла в конце IV в. до н.э., ее основателем является Зенон По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее Китийский, уроженец Кипра. В Афинах у портика Стоа Пойкиле, что означает «расписной портик», Зенон начинает излагать свое учение, благодаря чему вся философия и получает название стоической.

Помощь со студенческой работой на тему
Идеал мудреца и основания стоической этики

Философские воззрения Зенона базируются на более ранних учениях, онтологических концепциях Гераклита и Аристотеля, а также этических идеалах киников. Гераклит полагал, что мир находятся в постоянном движении и преобразовании. Различные противоположности, существующие в мире постоянно взаимно переходят друг в друга – день становится ночью, холодное теплым, пресное соленым и т.д. Преобразование и борьба противоположностей лежит в основе всего мирового процесса, сущность же мира, равно как и человеческой души есть огонь – как самый нестабильный и динамичный элемент. Мир находящийся в постоянном движении подчиняется циклам жизни пламени – он то разрушается и угасает, то возрождается вновь из пепла.

Учение киников строится на этических идеалах, заложенных Сократом. Главной целью каждого человека они считают достижения блага, которое с одной стороны единично и индивидуально, не существует абстрактного блага для всех, а с другой стороны не имеет ничего общего с богатством, славой, властью и другими не зависящими от человека предметами, и состояниями.

Замечание 1

Настоящее благо состоит в отказе от всех условностей и соблазнов, в усмирении духа и аскезе.

В учении стоиков основные постулаты данных школ переплелись между собой и образовали стройную мировоззренческую философскую систему. В учении стоиков принято выделять три части:

  • логику,
  • физику,
  • этику.

Сами стоики сравнивали свое учение с яблоневым садом. Логика – это ограда, которая охраняет сад и в тоже время задает его границы, форму. Изучение философии и наук по заложенной Аристотелем традиции должно начинаться именно с логики, как своеобразной «умственной этики», сборника правил и приемов верного мышления. Физика, т.е. учение о бытие и сущности мира, подобна яблоневому дереву, она есть тело философии. Этика же есть сами яблоки, т.е. плоды всей философии, в которых заключается ее величайшее значение – путь к достижению счастья и добродетельной жизни.

Основными представителями школы стоиков являются:

  • Зенон Китийский По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее ,
  • Клеанф из Асса,
  • Хрисипп из Сол,
  • Панетий Родосский,
  • Сенека,
  • Эпикет,
  • Марк Аврелий.

Физика стоиков

В своей картине мира стоики решительно отказались от идеалистических представлений Платона или дуализма Аристотеля. Мир полностью материален и в нем ничего потустороннего. Вместе с тем, движущей силой мира выступает Логос, который реализован в особых «зернах разума» содержащих в себе все 4 вида причинности по Аристотелю. Эти зерна распределены по всему бытия и задают возникновение всех вещей и явлений.

Мир согласно представлениям стоиков подобен живому существу, в котором все его части и состояния сообщены между собой. Его сущность – это огонь, который с помощью пневмы (дыхания) Мирового Разума то сгущается, то разжижается, образуя другие стихии – воздух, воду, которая есть основание всего живого, и наконец землю.

Пневма пронизывает все бытие, она руководит развитием «зерен разума». Каждое отдельное зерно содержит в себе все будущее конкретного предмета и существа, сам же мировой логос содержит в себе все зерна, и потому все в мире подчинено логосу и его дыханию.

Существование мира циклично. Зарождая из первичного пламени, мир существует по законам логоса, после чего полностью сгорает оставляя лишь пепел, однако затем вновь возрождается в пламени вечного огня.

Помимо самого мира, состоящего из материальных тел, стоики признавали также наличие четырех бестелесных вещей – пространства, времени, пустоты и абстрактных понятий. Эти бестелесные вещи есть среда в рамках, которой существуют тела материальные. Однако в силу своей бестелесности они есть не реальность, а лишь истинность, т.е. их существование ограниченно лишь потребностями материальных тел для описания мира, в котором они существуют.

Этическая концепция стоиков

Наиболее важной часть учения стоиков безусловно была этика. Этическое учение стоиков наследует тем идеалам которые были заложены еще Сократом. Цель человеческой жизни есть стремление к благу и добродетели, благо же есть знание о себе и об окружающем мире.

Однако в отличие от Сократа стоики не полагают, что человек должен быть счастлив. В своем взгляде на человеческую добродетель они близки к киникам, ведь человек живет в полностью детерминированном мире, подчиненном пневме логоса, жизненные пути всех вещей определены заранее «зернами разума» из которых они берут свое начало. А значит человек не способен влиять на собственные поступки – попытки перекроить судьбу лишь пустая трата времени. Все чем может управлять человек – это собой и собственным разумом, чувствами.

Мудрец, обладающий знанием об истинном строении мира не будет стремится к счастью, высшее благо для него есть сохранения душевного спокойствия, апатии, невозмутимости несмотря на все те жизненные превратности, которые выделены ему высшим логосом. В отличие от киников стоики отнюдь не стремятся к аскезе и отказу от земных благ. Не является стоик и безразличным и равнодушным человеком по отношению к миру. Напротив, стоик это заинтересованный наблюдатель, который оценивает каждое событие и предмет, однако не выносит о нем каких-либо категорических суждений.

Стоики выделяли вещи полезные для человеческой природы, противные ей и индифферентные. К первым вещам мудрецу следует стремиться, вторых избегать, с третьими же поступать по ситуации. Однако ни одна вещь не должна становится для стоика слишком желаемой, даже такая как здоровье или сама жизнь. Стремление к вещам не должно позволить стоику нарушить свое апатическое состояние, воздержание от внутренних страстей.