Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт
Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт

Жизнь философа и поэта

Ксенофан родился около 580-570 г. до н.э. в Колофоне. Из-за персидского вторжения был вынужден покинуть свой город в возрасте примерно двадцати пяти лет, после чего странствовал по греческим городам долгие годы, по его словам шестьдесят семь лет, как рапсод.

Замечание 1

Рапсод - древнегреческий бродячий певец и поэт, профессиональный исполнитель поэм, главным образом гомеровских. Выступали такие певцы на праздниках и участвовали в соревнованиях рапсодов. Рапсоды сыграли значительную роль в собирании произведений греческого эпоса.

Ксенофан посетил в Сицилии Мессину, а также Катану, жил в Сиракузах, бывал на Мальте и Паросе, Липарских островах. После долгих путешествий Ксенофан осел в Южной Италии в Элее. Вероятно, он был учителем Парменида. Ему приписывают создание элейской школы, однако большинство авторов считают, что Ксенофан был скорее одиночкой, своей просветительской деятельностью и ролью странствующего учителя мудрости скорее напоминал софистов 5 века.

Помощь со студенческой работой на тему
Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт

Умер Ксенофан в возрасте 92 лет. Его изображают как свободолюбивого, остроумного и язвительного человека. Он ненавидел тиранию и прославил себя как религиозно-философский реформатор. В отношении исторической философии он был ярый полемист. Он советовал заниматься своим умом, а не бесцельными спортивными состязаниями, поскольку «наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей».

Философия Ксенофана

Ксенофан не выработал единой философской системы, поэтому его взгляды не свободны от противоречий. До нас дошли сведения о написании им следующих произведений:

  • «Силлы» («Сатиры»);
  • поэма «О выселению в Элею Италийскую»;
  • поэма «Основание Колофона»;
  • философская поэма «О природе»;
  • около 40 отрывков в стихотворной форме.

Значительная часть его творчества была направлена на критику богов, именно благодаря ей Ксенофан вошел в историю религии. Образы богов и героев, описанные Гомером и Гесиодом, вызывают у него насмешки и негодование. Он писал, что они изобразили в них все пороки человеческого общества. Сама множественность богов не совместима с чистым понятием божества. Ксенофан считал, что мифы - это плод выдумки человеческого сознания и воображения. Образы богов сделаны по образу человека, что весьма нелогично само по себе. Если бы люди были быками, то боги, несомненно, приняли бы такой же вид:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди, умели они что угодно,

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен.

Так чем же боги отличаются в таком случае от людей? Тем, что они бессмертны, сильны и наделены некоторыми уникальными способностями? Но сами эти способности не выходят за пределы человеческой фантазии. Если же посмотреть на образ жизни богов, описываемых в традиционных поэмах, то боги также любят и страдают, вступают в отношения, рождают детей и т.п. Это все заставляет усомниться в их реальности. Таких богов себе придумали люди, наделив их чертами по своему образу и подобию, сделав антропоморфными.

Ксенофан написал свои «Силлы», т.е. сатиру в пяти книгах, направив свою язвительность и остроумие против всех философов и поэтов своего времени, критикуя их увлечение Гомером и Гесиодом, а также изображение антропоморфных богов.

Он считал, что лучшее может быть лишь цельным, единым. Раз они все боги, то никто из них не может находится под властью другого. Он говорил о существовании лишь одного бога, который не может быть сравним со смертными людьми ни по образу, ни по мыслям, «весь он есть око, весь - ухо, весь - мышление».

Однако образ такого единого бога у него совпадает со всем миром. Он вечен и неизменен, нет суждений относительно его ограниченности или безграничности. Вероятно, он считал мир не возникшим, а также непреходящим, однако, относил это скорее всего только к самому веществу, материи, поскольку о мироздании он такого не говорил. Он считал, что земля возникла из моря, такой вывод он делал на основании изучения окаменелостей, которые временами появлялись из морских вод, а потом вновь в них погружались. Солнце и звезды он называл горящими испарениями, которые образуются изо дня в день. При гибели земли погибнет и весь человеческий род, но при ее возрождении, человек появится вновь.

Замечание 2

Как ни удивительно, но Ксенофан не был атеистом, а был религиозен по-своему. Его утверждение о существовании единого бога это подтверждает. Помимо многобожия ксенофан выступал против пророков и предсказателей.

Ксенофан впервые поставил вопрос о границах человеческого познания. По его мнению, высшим знанием, абсолютно достоверным, может обладать только бог. Человеческое знание не способно выйти за пределы своей субъективности и имеет вероятностный характер. Это утверждение сделало его предтечей скептицизма. Он впервые противопоставил в своей философии мнение и знание.

Поэзия Ксенофана

В своей поэзии Ксенофан критикует распространенные представления о богах. Однако помимо этого он стремится в ней объяснить различные явления природы, придать им рациональное толкование. Так, радуга, которая считалась проявлением богини Ириды, по мнению Ксенофана По данной теме мы уже выполнили реферат Сократ и софисты. подробнее , представляла собой облако, видимое красным, зеленым и фиолетовым. Он полагал, что из воспламенившихся облаков возникли звезды и луна. Ночью они разгораются, а днем постепенно затухают. Тоже самое происходит и с солнцем, только наоборот.

Ксенофан также считал, что душа человека состоит из воды и земли. Ему были известны взгляды на переселение душ Пифагора, в одном из своих стихотворений он высмеивает их:

Как-то в пути увидав, что кто-то щенка обижает,

Он, пожалевши щенка, молвил такие слова:

«Полно бить, перестань! живет в нем душа дорогого

Друга: по вою щенка я ее разом признал».

Его поэма «О природе» практически полностью утеряна дошла, однако имеющиеся отрывки позволяют сказать, что она заложила основы жанра философской поэмы, которую потом развивали Парменид, Эмпедокд, Лукреций. Ее фрагменты переводил А. С. Пушкин.