Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Феномен иллюзии в западноевропейской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Феномен иллюзии в западноевропейской философии
Определение 1

Иллюзионизм – это современное направление западноевропейской философии, которое стоит на позициях научного реализма и скептического отношения к любым феноменам, не вписывающимся в традиционную научную картину мира.

Понятие иллюзионизма

Иллюзионизм в философии имеет несколько основных трактовок:

  • как подход объяснения некоторых феноменов с помощью иллюзий, ошибок мышления и восприятия;
  • как общее название для ряда философских теорий;
  • как критическая позиция по отношению к восприятию любого нового, вступающего в противоречие с привычной парадигмой мира, явления.

Иллюзионизм представляет собой противоположность реализму, и берет свое название от искусства иллюзионистов-фокусников, которые способны создать иллюзию некоторого невероятного события (исчезновения, телепортации и т.д.), которого в действительности не существует, и которое имеет вполне рационально-эмпирическое обоснование.

Если позиция реализма исходит из того, что любой переживаемый личностью опыт, или убеждение, есть часть объективной реальности - существование бога, инопланетян, математических категорий, не как продуктов человеческого разума, но как конкретно существующих объектов или субъектов, то позиция иллюзионизма подвергает данные явления сомнению и стремится отыскать их наиболее вероятную и рациональную, научно-обоснованную причину.

В данном случае иллюзионизм можно рассматривать как естественное продолжение научного реализма – иллюзионисты не отрицают существование реальности, эмпирического бытия, которое доступно человеку для его исследования опытным путем, и в отношении которого могут быть получены достоверные данные. Данная позиция отграничивает иллюзионизм от антиреализма М. Даммита и солипсизма, которые подвергая скептической оценки само существования реальности, исходят из позиции, что любые человеческие ощущения и восприятия ее есть иллюзия, в то время как достоверными можно считать лишь рационально-логические рассуждения.

Теории иллюзионизма

В рамках иллюзионизма был выдвинут ряд теорий, направленных на выявление иллюзионистской природы ряда традиционных философских и метафизических понятий, а именно:

  • иллюзионизм свободы воли;
  • иллюзионизм сознания и феноменологии ощущений;
  • иллюзионизм веры в богов;
  • иллюзионизм паранормальных явлений.

Свобода воли является проблемной областью на протяжении многих столетий. В то время как одни ученые и философы отстаивают наличие свободной воли у человека, другие рассматривают его поведение как полностью детерминированное, заданное рефлексами (бихевиоризм), неосознаваемыми желаниями (психоанализ), нервной деятельностью (иллюзионизм).

Теория иллюзионизма свободы воли была описана С. Смилански с опорой на эксперименты Б. Либета и его последователей. Сущность данных экспериментов сводилась к тому, что человеку давалась инструкция совершить некоторое действие (поднять палец, передвинуть зрачок и т.д.) когда у него возникнет подобное желание. После чего точка осознания желания сопоставлялась с точкой формирования мозговой активности, предваряющей действие. Нервный импульс регистрировался в среднем на 100-300 мс раньше, чем испытуемый осознавал свое намерение. Из данных эксперимента был сделан вывод о том, что осознаваемые причины детальности, лишь более поздние интерпретации, и свободы воли, проактивности у человека нет.

Другой областью ожесточенных споров является позиция иллюзионизма в отношении феноменологии сознания. В философии, равно как и различных религиозных, мистических теориях существует априорная позиция полной истинности и точности субъективных переживаний личности, их 100% соответствия реальным психическим процессам, равно как и окружающей действительности. Иллюзионисты в свою очередь указывают, что субъективные ощущения личности, не точны, и как правило являются иллюзиями, искажающими реалии как функционирования психики, так и окружающей реальности.

Иллюзионисты также рассматриваются любые убеждения людей о существовании богов, неких вселенских принципов (справедливости, кармы, равновесия, воздаяния и т.д.) как проявление естественных иллюзий мышления человека, ошибочных выводов, сформированных на основании субъективного опыта, убеждений и стремления создать более благоприятный и безопасный образ среды обитания. Также иллюзионисты рассматривают любой паранормальный опыт – переживания клинической смерти, выход из тела, измененные состояния сознания, равно как и экстрасенсорные способности как галлюцинации, а не реальные феномены.

Критика иллюзионизма

Позиция иллюзионизма вступает в противоречие с убеждениями (часто традиционными) многих людей, философов, исследователей, что неизбежно вызывает ответную критику. Наиболее слабой является позиция иллюзионизма в отношении свободы воли. Эксперимент, проведенный Либетом равно как и его последователями, имеет ряд существенных ошибок, не позволяющих рассматривать выводы, сделанные из него, в качестве валидных.

Критика эксперимента Либета включает в себя множество пунктов:

  • неопределённость понятия свободы воли, неправомерное отождествления готовности к моторному акту с проактивным поведением вообще;
  • нарушения контроля переменных, в самой процедуре эксперимента, через вводную инструкцию;
  • метафизическая позиция психофизиологического параллелизма, на которой стоят исследователи.

В инструкции к эксперименту, испытуемому заранее дают установку на образ его действий в экспериментальной ситуации. Располагая данной информацией испытуемый еще до начала самого эксперимента формирует установку на совершение определенной активности, он находится в состоянии готовности, т.е. психологическое намерение совершить действие у него складывается еще до начала эксперимента, а не в ходе оного.

Более того авторы борясь с метафизическим пониманием свободы воли, сами становятся на позицию метафизики противопоставляя психические процессы нервной активности, т.е. рассматривая их в качестве неких «идеальных» процессов которые не доступны регистрации иначе, чем через самонаблюдение испытуемого, в то время как нервные процессы являются физиологической базой, способом существования психических процессов, что и предопределяет опережения возникновения нервного импульса в сравнении осознания факта намерения.

Наконец иллюзионисты противоречат сами себе, с одной стороны критикуя интроспекцию и внутренние ощущения как иллюзорные и в тоже самое время рассматривая их как надежный источник информации в данном эксперименте.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис