Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя
Определение 1

Движение – это способ существования материи, который представляет собой все возможные изменения, происходящие во Вселенной, начиная от механического перемещения тел, заканчивая социальными процессами.

Понятие движения в античной философии

Категория движения является одной из важнейших категорий материалистической философии и разрабатывается философами с самого момента осмысления онтологических проблем. При этом категория движения постоянно соотносилась с категорией покоя, как ее полной противоположности. Соотношение и взаимосвязь этих категорий менялись с течением времени.

Уже в концепциях натурфилософов, предполагавших в качестве первоосновы мира различные стихии – воду, воздух, апейрон и т.д. – заложено представление о движении как необходимом свойстве этих субстанций, которое и обуславливает изменения, происходящие в мире, его динамику. В концепции Гераклита движение приобретает еще одно важное значение – оно обуславливает не только наблюдаемые процессы природы, но также задает динамику самого существования мира, которая представляет собой последовательные процессы расширения и сжатия, как разгорания и затухания пламени.

Готовые работы на аналогичную тему

Вместе с тем, прямо противоположная позиция высказывалась современниками натурфилософов, последователями Элейской школы – Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , Зеноном По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , Мелиссом. Согласно воззрениям Парменида весь мир един. Все сущее во всем многообразие его форм представляет собой единое тело, которое невозможно разделить на части, в котором не существует отдельных объектов, нет и пустоты которая могла бы разделить единый мир на части, а, следовательно, нет ни времени, ни движения. Все же видимые изменения и процессы в мире Парменид объяснял за счёт введения понятия трансмутации, т.е. преобразования одного вещества в другое.

Позиция Парменида подвергалась яростной критике, в следствии ее противоречия наблюдаемому образу вселенной, по этой причине его ученик Зенон, создал ряд философских парадоксов – апорий, в которых последовательно опровергал возможность существования движения, времени, отдельных вещей, а также деления на части. Наиболее известными апориями о движении являются:

  • «Ахилл и черепаха»,
  • «Стадий»
  • «Стрела».

Понимая движение как изменение положения тела в пространстве, Зенон указывает на тот факт, что находящаяся в полете стрела, в каждый отдельный момент времени занимает в пространстве одно и тоже положение, т.е. находится в состоянии покоя. А поскольку покоиться и двигаться одновременно тело не может, значит движение невозможно.

Но даже если движение возможно, то его невозможно начать. Так в апории «Стадий» бегуну, чтобы пробежать дистанцию нужно сначала преодолеть ее половину. А чтобы преодолеть половину, нужно пробежать половину от нее, и так до бесконечности. В итоге бегун просто не может сдвинуться.

Наконец Зенон приводит и аргументы против невозможности окончания движения. В апории «Ахилл и черепаха» быстроногий герой соревнуется в скорости с рептилией, однако не может догнать ее т.к. черепаха каждый раз уползает от него на бесконечно уменьшающийся отрезок расстояния, как только Ахилл ее догоняет.

Критически рассматривая обе позиции Аристотель указывает на то, что хотя и время, и пространство можно делить на абстрактно бесконечное число частей, в реальности они представляют собой непрерывный континуум, в котором каждому участку пространства соответствует и промежуток времени за который его можно преодолеть. Сам Аристотель считал, что движение присуще материи и детерминировано ее внутренней природой. Он выделял три вида движения:

  • движение места, как физическое перемещение;
  • движение количества, как уменьшение или увеличение;
  • движение качества, как изменение свойств, в том числе возникновение и разрушение.

Движение в Новое время и проблема первотолчка

Взгляды Аристотеля на движение оставались каноничными в течение всего средневековья, однако уже в Новое время подверглись пересмотру на основании научных прорывов, совершенных в механике и физике. Идеалом движения стало линейное движение по прямой, каждая точка пространства стала равноправной и изотропной, в отличии от физики Аристотеля, в которой каждый предмет стремился двигаться в «свое» пространство (легкое устремлялось вверх, а тяжелое к земле).

Замечание 1

Вместе с тем, с развитием механистического понимания движения, как перемещения тела в пространстве под воздействием внешних сил, особую остроту приобрела проблема первотолчка или субстанционального и атрибутивного понимания движения.

Субстанциональная концепция, развиваемая в первую очередь в рамках идеалистической философии, предполагала, что движение является способом самореализации некоей единой субстанции, которая является первопричиной мира и под которой традиционно понимался бог. При этом все видимое движение мира трактовалось как инерционное, т.е. как последствие первотолчка, с помощью которого бог реализовал себя и придал до того покоящейся материи движущий импульс.

Атрибутивная концепция напротив полагала движение абсолютным, а покой относительным. Движение в ней рассматривается как неотъемлемый атрибут материи, основная форма ее существования, которая не нуждается в каком-либо внешнем воздействии. Напротив, любое состояние покоя относительно – оно не больше чем временное динамическое равновесие движущих сил внутри ограниченного тела. Покой относителен как в пространстве (дом покоится относительно земли, но движется относительно Солнца), так и во времени.

Черты и формы движения

Замечание 2

В настоящее время общепринятой является атрибутивная концепция движения. Движение как атрибут материи имеет ряд существенных черт – объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость.

Противоречивость движения выражается с одной стороны в дихотомии движения и покоя, который мыслится как одна из форм движения, а также в абсолютно-относительном характере движения. Хотя движение абсолютно, оно может существовать лишь в конкретных и специфических формах, которые существенно отличаются друг от друга. Формы движения распределены от «низших» к «высшим» при этом высшие не сводимы к низших, хотя они и содержат в себе их закономерности, но качественно преобразуют нижележащие особенности движения исходя из своей природы.

Всего выделяют 5 форм движения:

  • механическая,
  • физическая,
  • химическая,
  • биологическая,
  • социальная.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис