Понятие пантеизма и деизма
Пантеизм – это философское течение, в котором Бог, то есть идеальное начало, и природа, то есть материальное начало, отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.
Пантеизм сформировался в эпоху Возрождения, его идеи поддерживали и развивались Николаем Кузанским, Джордано Бруно, а в Новое время идеи пантеизма поддерживались Шеллингом, Гегелем, Соловьевым и др.
Пантеизм в качестве религиозно-философского направления особенно характерен для индийских систем мысли. На Западе пантеизм был представлен в разных формах в зависимости от мыслителей, которые его рассматривали, например, Спиноза, Гегель, Шлейермахер.
В России пантеизм примитивно был развит в работах Льва Толстого. Он ставил на место Бога «разумение жизни», которое является любовью. Религиозная жизнь – это жизнь, благо которой заключено в подавлении внутри себя животных порывов. Живущий по этим правилам имеет в себе Бога, являясь сыном Бога. Смертью сын Божий возвращается в лоно Отца, в котором исчезает. То есть, Толстой считал, что личного Бога нет, также как нет личного бессмертия, а значит и реального смысла жизни. Пантеизмом отрицается свобода воли людей. Как и деизм, пантеизм не дает оснований для живого и личного отношения человека к богу, поэтому религия по своему существу становится невозможной. Она появляется тогда, когда безличное начало превращается в личное Божество, например, Кришна.
Деизм – это философское направление, в котором Бога признают творцом мира, но полагают, что он при создании мира вложил в него определенные законы, и больше не вмешивается в течение дел: мир существует в соответствии со своими законами.
В соответствии со взглядами деистов, сотворенный мир схож с совершенным часовым механизмом, который мастер изготовил и предоставил самому себе. Поэтому человек автономен. Для его душевной и телесной жизни не нужно общение с Богом, не нужны молитвы, богослужения и т.д. То есть религия не имеет никакого смысла. Церковь признается не просто бессмысленной, а даже вредной.
Иными словами, в деизме признается существование Бога, но полностью отвергается его необходимость для человеческой жизни.
Деизм не был случайным плодом грязной мысли. Его психологические корни идут от первых людей, которые хотели стать, как Бог и начать новую жизнь в новом мире. Такая наследственная «самость» и является полным атрофированием духовной стороны человеческой жизни, породившей массу трудных аберраций ума и сердца человека: деизма, атеизма, материализма, сатанизма и пр.
Иными словами, деизм является особой разновидностью объективного идеализма, но вместе с тем он же выступает в качестве переходного этапа на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм сформировался в XVII веке и особенно распространился в эпоху Просвещения. Истоки деизма идут из работ Декарта, Ньютона, Локка, а также величайшими деистами считаются Вольтер, Руссо, Кант, Ломоносов.
Метафизика Нового времени
Метафизика – это философское учение о неизменных, недоступных опыту началах мира, которое рассматривает явления без учета их взаимосвязей, движения, развития и изменений.
В буквальном смысле метафизика означает «после физики». Изначально под метафизикой подразумевали философию Аристотеля, а в Средневековье начали называть метафизикой всю философию. Также под метафизикой в Новое время понимали философское учение, которое отрицало развитие мира как бесконечное развитие, то есть, учение, противоположное диалектике.
Итак, классическое представление о метафизике Нового времени начинается работами Рене Декарта. Сама Декартова философская система является ярким примером рационалистического метода познания, так как любое философское утверждение выводится им рационально-дедуктивным методом из единственного основоположения, из мыслящего субъекта. Центральное понятие рационалистической метафизики – субстанция. Исходное выражение «я мыслю, а, следовательно, существую» является соединением двух идей: «Я мыслю» и «Я существую». Из положения «Я мыслю» следует, что «Я» - это что-то мыслящее, духовное или душа. Душа является некоторой непротяженной сущностью или субстанцией. Собственная человеческая душа – это и есть первый предмет его познания. Душа содержит идеи, одни из которых человек приобретает в процессе своей жизни, а другие идеи – врожденные. Декарт считал, что основные разумные идеи принадлежат душе, а главная из них – это идея Бога и она врожденная, а не приобретенная. Так как у человека есть идея Бога, то и предмет этой идеи существует.
Принципы эмпиризма противоположны рационализму Декарта, основой знания и познания в них выступает опыт, который был провозглашен Ф. Бэконом, а дальнейшее развитие они получили в работах материалиста Томаса Гоббса. Гоббс был классическим представителем номинализма. В соответствии с его учением, реально существующими являются только единичные вещи, а общие понятия – это только имена вещей. Именно поэтому источник любого знания – опыт. По Гоббсу только один род опыта – это восприятие, то есть первичное знание, а другой – знание об именах вещей. Источником такого второго опыта выступает ум, сведенные к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предмет философии по Гоббсу – тело, возникновение которого может быть постигнуто посредством научных понятий. Касательно духовной субстанции, даже если бы она существовала, она была бы непознаваема.
Лейбниц – один из первых философов Нового времени, который поддерживал принципы деизма. Деизм отвергал идею повсеместного и повседневного вмешательства бога в человеческую и общественную жизнь, при этом он не отрицал существование бога. Но бога он рассматривал только в качестве первопричины, творца мира, сообщавшего миру законы, работающие в дальнейшем самостоятельно. В соответствии со взглядами Лейбница, бог, после сотворения мира и установления в нем изначальной гармонии множества существующих субстанций – монад, больше не вмешивался в течение дел в этом мире, которые не от этого не терял своего совершенства.