Биография Освальда Шпенглера
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер – немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор книги «Закат Европы».
Родился Освальд в небольшом провинциальном городе Бланкенбург, его отец – почтовый чиновник.
В 1891 году вся семья перебралась в Галле, где Освальд занимался изучением латинского языка в заведениях Франке. Он изучал математику, философию и естественные науки в Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах. Также он защитил диссертацию на тему Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получил за это докторскую степень по философии. После этого он работал учителем в Гамбурге.
Академическая карьера началась в Мюнхенском университете на должности преподавателя математики. Освальд пытался заняться публицистикой, но после того, как в 1933 году к власти пришли нацисты, его книга «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития» была изъята и его имя запретили упоминать в печати, он уединился.
Умер 8 мая 1936 года от сердечного приступа, предположив, что существование Третьего Рейха не продлится и 10 лет, что стало пророческим.
Философские взгляды Освальда Шпенглера
Предмет философско-культурологических исследований Шпенглера – морфология всемирной истории, то есть своеобразие мировых культур, которые рассматривались в качестве неповторимых органических форм, понимаемых посредством аналогий. Он отвергал общепринятую историческую периодизацию «Древний мир – Средневековье – Новое Время», так как она не несет никакого значения для неевропейского общества. Шпенглер предложил иной взгляд на мировую историю – в качестве независимых друг от друга культур, которые живут как живые организмы, испытывая периоды зарождения, развития и отмирания.
Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагал заменить другим подходом, предполагающим цикличность истории возникновения, расцвета и гибели многих самобытных и неповторимых культур. Великими культурами он считал вавилонскую, китайскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, майя, а также русско-сибирскую, которая только развивалась. Уникальность каждой из культур обеспечивает своеобразие ее души. Так, основой античной культуры является аполлоновская душа, арабской – магическая, а западной – фаустовская.
Отмиранию любой культуры характерен переход от культуры к цивилизации. Отсюда вытекает ключевое понятие его концепции – противопоставление на становящееся, то есть культуру и ставшее, то есть цивилизацию.
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости привел к тому, что была признана их ценностная эквивалентность, то есть они все считались равными по своему историческому значению и должны сопоставляться без оценочных категорий.
Шпенглер в сравнительном анализе культур обнаружил единство их судьбы. Каждая из культур проходит одни и те же ступени в своем развитии, а также основные черты каждой ступени тождественны во всех культурах. Все культуры существуют примерно тысячу лет и схожи темпами своего развития. Исторические события в каждой культуре имеют некоторые соответствия во всех других культурах.
Шпенглер считал фундаментом исторического метода концепт «смысла чисел», который еще больше дистанцировал друг от друга историю и природу. Шпенглер считал, что духовная жизнь человека, который наделен бодрствующим сознанием, разворачивается во времени и определенном направлении. В результате у индивида формируется уникальная, характерная только для него картина мира, она может быть образно-символической или рационально-понятийной.
Саморазвитие культуры, по Шпенглеру, может осуществляться лишь в рамках осознания ее субъектами значимости процедур измерения, счета, формирования и фиксации образов из окружающей действительности. Так, античная культура основывалась на конечности и телесности числового ряда и противопоставлялась цивилизации современного Запада, числовой идеей которой была бесконечность.
По представлениям Шпенглера, любой человек способен к познанию морфологии. При этом морфологию природы он считал обезличенной систематикой, а морфологию органического, то есть жизни и истории – физиогномикой, то есть перенесенным в духовную область подчеркнуто индивидуализированного искусства «портрета культуры». Шпенглер считал, что постижение культурных форм является радикально противоположным абстрактному научному познанию и базируется на непосредственном чувстве жизни.
Шпенглер считал, что культуры возникают с возвышенной бесцельностью, как цветы на поле и так же бесцельно покидают мир, не оставляя ничего после себя. Морфология культуры, разработанная Шпенглером, сообщала западному миру, что он на пути к закату. Шпенглер был убежден, что рационалистическая цивилизация предполагает деградацию высших духовных ценностей культуры и обречена на гибель. Великими культурами прошлого продемонстрирована будущая судьба Запада и его грядущее историческое будущее.
Шпенглер отрицательно относился и к социалистическим идеям и к национал-социализму – он открыто отказывался сотрудничать с нацистами в Германии.
Однако, в своей работе «Пруссачество и социализм», Шпенглер выделил особый тип социализма, характерный только для немцев. Он характеризуется прусским государственническим духом, немецким коллективизмом и стремлением расширять границы. Это характерно немецкому духу, что философ и назвал истинным социализмом, отвергнув при этом социализм в качестве идеологии левого толка.
Шпенглер выделил следующие типы культур:
- Вавилонскую;
- Арабо-византийскую – прасимволом которой является «пещера», основой ее служит магическая душа, имеющая строгое противопоставление тела и души;
- Египетскую – прасимволом в которой выступает путь;
- Индийскую;
- Китайскую – прасимвол ее – Дао;
- Майанскую, или Мексиканскую;
- Греко-римскую, то есть Античную, где прасимволом является телесное, скульптурное тело, а основание – аполлоновская душа;
- Западноевропейскую – прасимволом выступает бесконечность, то есть фаустовская душа, которая отражена как символ чистого и бесконечного пространства и временного процесса;
- Русско-сибирскую, то есть только зарождающуюся культуру.