Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Различные типы нравственных ориентаций

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Различные типы нравственных ориентаций
Определение 1

Нравственность – это социально-философская категория, обозначающая свод незакрепленных правил, традиций, норм и ценностей человеческого общежития, регламентирующих поведение личности в социуме и задающих его образец и идеал.

Понятие и функции нравственных ориентаций

Нравственные ориентации представляют собой один из важнейших компонентов морального самосознания личности. Нравственные ориентации предполагают выбор личности между различными морально-ценностными системами, который предполагает глубокий уровень рефлексии и этического переживания, связанного с принятием одних систем ценностей и отвержением других.

Ценности играют важнейшую роль в жизни личности, определяя систему ее направленности, отношения и восприятия мира, других людей, самой себя, а также мира вещей. Нравственные ценности задают систему координат в которой строится мировоззрение и миропонимание личности, ее система оценок происходящих событий и собственного поведения, что определяет в том числе возможности ее эффективной коммуникации с другими людьми. В случае резкого расхождения ценностных ориентаций личности и общества (например, в случае эмиграции) может возникнуть неприятие окружающих, способное эскалировать вплоть до острого конфликта, основанного на различии в оценке и интерпретации поведения.

Э.В. Соколов выделяет следующие функции нравственных ориентаций:

  • экспрессивную,
  • адаптивную,
  • защиты личности,
  • познавательную.

Экспрессивная функция выражается в самоутверждении личности за счет выражения собственных нравственных убеждений и позиций. Она позволяет личности занять четкую позицию относительно поведения и поступков других людей, а также обозначить перспективы собственного поведения для окружающих.

Адаптивная функция заключается в нахождении соответствия между нравственными ориентациями личности и того общества в котором она живет. Использование единых нравственных оснований обеспечивает личности не только принятие со стороны окружающих, но также лучшую ориентировку и понимание происходящих процессов, уменьшает степень неизвестности и непредсказуемости в поведении других людей.

Функция защиты личности тесно связана с способностью личности воспринимать и принимать поступающую информацию. Так лица, обладающие твёрдыми моральными устоями, более часто склонны игнорировать и отрицать шокирующие общественные события, тем самым оберегая собственную психику от переживания чрезмерного стресса.

Познавательная функция обеспечивается в росте нравственного самосознания личности. Личность стремится к дальнейшему развитию своей нравственной ориентации поиску новых, связанных с ней источников и идей, которые обогащают ее.

Классификация нравственных ориентаций

С точки зрения социума можно выделить три основных типа нравственных ориентаций:

  • моральные,
  • конвенциальные,
  • персональные.

Морально-нравственные ориентации представляют собой социально-исторический продукт. Они наиболее универсальны и сопровождают человечество на протяжении тысячелетий его истории. В них входят как такие всеобщие моральные нормы как не убей, не укради и т.д., так и моральные ориентации, обусловленные спецификой конкретного культурного общества, например, европейский ценности свободы и индивидуализма, или нравственные представления о духовности и соборности русской ментальности. Именно с усвоения наиболее общих моральных норм начинается формирование нравственного самосознания индивида.

Конвенциальная нравственная ориентация, представляет собой совокупность норм, ценностей и правил, принятых в рамках определенной группы или общества. Так, например, профессиональная этика врачей, педагогов, психологов, юристов и т.д. представляет собой образцы конвенциональных нравственных ориентаций, которые с одной стороны опираются на соблюдение всеобщих моральных норм, а с другой стороны обладают собственной спецификой, в том числе вступающей в противоречие с моральными ориентациями (так, например, норма не убей, не распространяется на поведение военнослужащих во время исполнения своего долга, убийство противника в ходе военного столкновения не считается моральным проступком).

Персональная нравственная ориентация формируется у зрелых личностей, достигших высокого уровня развития нравственного самосознания, благодаря процессам рефлексии и переоценки существующих норм и ориентаций, их преломления через жизненный опыт личности и ее убеждения. Персональная нравственная ориентация как правило основывается на некоей системе моральных принципов, соотносится с мировоззренческими позициями субъекта, выражает его систему отношений. Как правило персональная ориентация не является полностью противоречащей или автономной от общества, в общих чертах она разделяется рядом референтных субъектов, например, членов семьи, коллег, участников какого-либо движения, субкультуры и т.д. Однако в некоторых случаях, персональная ориентация может вступать в полный конфликт с моральными ценностями и тогда признается обществом в качестве извращенной и опасной (например, персональные нравственные ориентации лиц с психическими расстройствами, совершавших различные противоправные деяния – убийство, насилие, издевательства, которые не только не противоречили, но были продиктованы спецификой их персональной морали).

Конфликт нравственных ориентаций

Наиболее сложным аспектом нравственной жизни личности выступает конфликт нравственных ориентаций человека. В детстве ребенок ориентируется на общепринятые моральные нормы, он не рефлексирует свое моральное поведение и полностью полагается на внешнюю оценку, зависим от нее. Однако уже в подростковый период, личность начинает активно усваивать конвенциональные нормы, представленные в школе, дворовой компании, различных сообществах сверстников.

Школьные и субкультурные нравственные требования могут сильно отличаться. Например, списывание является грубым нарушением школьных нравственных норм, противоречит требованию честности, однако является нормативным поведением с точки зрения субкультуры самих подростков, а отказ в помощи списать может восприниматься как предательство.

В юношестве и молодости, в период активного формирования персональных нравственных норм, внутренние нравственные конфликты личности обостряются еще сильнее. Всеобщая моральная ориентация теряет свою непреложную силу, личность на опыте социального взаимодействия убеждается в двойственности ее применения на практике, неоднозначности и оторванности от реалий многих правил и положений. Все это детерминирует мощные конфликты между требованиями моральной, конвенциональной и персональной нравственной ориентации, в которых личность в конечном счете ориентируется на баланс ценности сохранения социальных связей с одной стороны и целостности образа Я с другой.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис