Значение ценностей для общества состоит в том, что они выполняют солидаризующую функцию, выступая каркасом общественного сознания.
Аксиология как философия ценностей
В философском знании за все время существования и развития философии как особой формы духовного освоения действительности было сформировано множество подходов и концептуальных моделей ценностей. Но как самостоятельная отрасль философского знания аксиология, возникла лишь в XIX веке, когда произошло полное осмысление наличия особой целостной сферы бытия человека – аксиосферы или ценностного измерения человеческого существования. По формальному признаку началом развития аксиологии является середина XIX века, что связано с выходом в свет в 1856-1864 годах трехтомника Лотце Л. Г. «Микрокосм», где он выделяет в качестве отдельной категории «значимость».
Родоначальником термина «аксиология» является П. Лапи. Окончательно аксиология как самостоетльный раздел философии сформировалась в 20-50 гг. ХХ века в произведениях:
- М. Шелера,
- Н. Гартмана,
- Р.Б. Перри,
- С. Пеппера
- и других.
Этапы философского осмысления ценностей
Первой вехой в философском предаксиологическом осмыслении ценностей явился античный этап (начиная с Сократа), следующим этапом явился средневековый, затем последовал этап Ренессанса и Нового времени, и новейший этап в развитии аксиологии.
Античность
В античное время в качестве основных ценностей выдвигались знание (Сократ), красота, истина и добро, (Платон), свобода от условностей (Диоген), свободу от страданий и страхов (Эпикур), труд (Антисфен).
При этом, необходимо отметить, что представления о ценностях в европейской мысли начинают формироваться с антропологической трансформации в философии, осуществленной Сократом, так как ценностное отношение к миру является специфически человеческим измерением окружающей действительности. Ценности, какие бы они не были, формируются вокруг философии человека.
Средневековье
Античные представления о ценностях сменяются в Средневековье теоцентрическими воззрениями, в которых высшей ценностью признавался бог.
Ренессанс и Новое время
В эпоху Ренессанса кардинально меняется мировоззрение. Переход от теоцентризма средневековой схоластики к антропоцентризму философии Возрождения и Просвещения выразился прежде всего в формировании ренессансно-просветительского гуманизма, провозгласившего высшей ценностью человека. Их учение антропоцентрично: не отрицая существования бога, они все же на главное место в мироздании ставят человека. Помимо этого, они первые выступили против теистически-аскетического осмысления проблемы соотнесения тела и души человека. Согласно их взглядам, человек – это самое прекрасное, что есть в мире, а его тело превосходит в своем совершенстве другие тела.
С 19 века серьезную конкуренцию рационализму начинают составлять иррационалистические направления в философии: волюнтаризм, экзистенциализм, психоанализ. Представитель волюнтаризма Ф. Ницше выступил с идеей переоценки всех ценностей, заявив о духовном кризисе современного ему общества. Выступив с критикой традиционной морали и христинаских ценностей, мыслитель преложил новую мораль – мораль сверхчеловека и новые ценности – ценности силы и духовного превосходства сверхчеловека.
Начиная с 19 века, в философии экзистенциализма статус высшей ценности, связанной с существованием человека, приобретает свобода. Так, экзистенциалист ХХ века Жан-Поль Сартр одну из своих работ посвятил обоснованию гуманизма с экзистенциалистских позиций, назвав ее «Экзистенциализм – это гуманизм». В ней он утверждает, что экзистенциализм можно считать гуманизмом, поскольку в нем провозглашается свобода человека.
Новейшее время
В ХХ веке в связи с рядом исторических событий, имевших трагический характер для всего человечества и приведших к массовой гибели жителей многих стран, а также в связи с угрозой экологической катастрофы в качестве универсальной базовой ценности в философском сознании выдвигается жизнь в ее универсальном значении.