Характеристика эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения – это период с XIV по XVI век, во время которого происходит разложение феодального строя, формирование буржуазного общества, начало индустриализации и развитие городов.
Догматической христианской философией тормозилось общественное развитие и движение научной мысли, поэтому она не могла соответствовать духу времени. В результате развития городов, феодализм подошел к пику своего развития. В городах шло активное развитие ремесел, строились первые мануфактуры, население обогащалось, и начинали копиться первые капиталы. Оформился новый социальный слой – буржуазия, которая вышла из-под давления феодалов и не нуждалась в религиозной философии как средстве утешения и спасения. Буржуазия стремилась к обогащению, а церковная идеология и феодальный строй ей мешали. Философия Возрождения – антифеодальная.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
- переход от теоцентрической философии к антропоцентризму;
- теократию заменяет идеал наукократии и технократии;
- отказ от сакрализации знания и надиндивидуальных истин, начало популяризации знаний;
- утилитаризм, ориентация на реальный мир, а не внеземные реальности;
- признание «божественной сущности» человека.
Основным недостатком философии эпохи Возрождения была элитарность. Возможность приобщиться к христианской религиозной философии была у всех – даже у самых бедных слоев населения. Идеи же Возрождения требовали хороших научно-технических знаний, которые тогда были доступны далеко не для всех.
Центральная категория философии Возрождения – гуманизм, являющийся исторически изменяющейся системой воззрений, которая признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление собственных способностей, благо человека в ней выступает как основной критерий оценки социальных институтов.
Принцип гуманизма основан на необходимости создать хорошие условие жизни людей, в которых мог бы полностью быть раскрыт его творческий потенциал. Впервые философская мысль обратилась к человеку, его внутреннему миру, потребностям, желаниям, возможности творческой самореализации. Если в Средние века господствующей была мысль, что земная жизнь не имеет ценности равной ценности загробной жизни в Горнем Мире. Существование на Земле человека было рассмотрено в качестве испытания души, которое должно быть выдержано с достоинством, чтобы вступить в истинное царство божие. Возрождение же смотрит на ситуацию под другим углом. Сама жизни и человек становятся непреклонной ценностью. Жизнь выступает как редкий удивительный шанс воплотить свои мечты, свой творческий потенциал, божественную сущность, которая характерна для каждого от природы. Человек является центральной категорией философии Возрождения.
Основными идеологами Возрождения являются:
- Данте Алигьери;
- Франческо Петрарка;
- Георгис Гелистос;
- Марсилио Фичино;
- Помпонаций;
- Мишель Монтень;
- Пико делла Мирандола.
Онтология Возрождения
Онтология – это один из разделов философии, занимающийся изучением фундаментальных принципов бытия, его наиболее общих сущностей и категорий, структуры и закономерностей.
Вселенную создало божественное начало. В философии Дж. Бруно, например, праосновой бытия выступала материя. Материальная субстанция – неразвернутая причина всего сущего. Материя – форма всех форм, субстанциональная возможность всех вещей. Мир удерживается в единстве и разнообразии благодаря душе мира. Такая мировая душа выступает как формообразующий принцип материи. Мировая душа выступает умом вселенной. Дж. Бруно стремился к преодолению не только идеи креационизма, но и христианского дуализма. Это вызвало одушевленность и одухотворенность материи, которая в философии была названа панпсихическим материализмом.
У Бруно материя представляет активный творческий принцип, существующий в слиянии с формой. Материю рассматривали в качестве потенции, которая и выступает причиной и возможностью всего существующего. Мир включает множество единичных вещей, происходящих из одушевленной активной материальной субстанции. Бруно отождествлял природу с мировой душой. Его философия основывается на принципе пантеизма. При этом пантеизм Бруно ближе к материализму, чем к идеализму, несмотря на то, что они признает Мировую Душу.
Также Бруно занимался развитием идей атомизма. Космос, по его мнению, состоит из атомов. Атомизм Бруно проявлялся концепцией максимумов и минимумов. Атом представлен физическим минимумом, точка – материальным минимумом, монада – метафизическим минимумом. Космос является пустой и наполненной бесконечностью. Космос является целостные бытием. Бесконечность космоса может быть познана только благодаря философскому разуму.
Еще один величайший представитель эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Он считал, что научное знание должно базироваться на опыте, а не научных авторитетах. Но это тормозит научное познание. Опыт – важное условие для достижения объективной научной истины. Опыт, который постулируют мыслители, отличается от созерцательного наблюдения античной эпохи. Опыт, о котором говорит да Винчи, - целенаправленно проводимый эксперимент. При этом, чтобы достичь истины, опыт должен сочетаться с теоретическим знанием. Теоретическое знание, базирующееся на опыте, - основа научной истины. Да Винчи уделял особое место в теоретическом знании математике, являющейся высшим уровнем абстрактного знания, а значит и научного поиска. Математика – инструмент осмысления результатов эксперимента.
Идея экспериментального знания была поддержана и развивалась Галилео Галилеем. Именно он – последний представитель натурфилософии Возрождения.
Галилею удалось изменить средневековую концепцию двух истин – веры и разума. Такую концепцию заменили на концепцию двух книг.
- Священное писание с божественным откровением;
- Книга Природы с сутью божественного творения.
Философии необходимо заниматься изучением Книги Природы, а теологии, базирующейся на божественном писании, необходимо учить людей морали, демонстрировать добро и благо. Основа познания книги божественного писания – герменевтика, то есть интерпретация библейских текстов, а основа познания природы – эксперимент.