Понятие «гносеология» было введено и активно применялось в немецкой классической философии $XVIII$ века; понятие «эпистемология» было введено и активно применялось в англо-американской философии $XX$ в. В отечественной философии в $XIX$ и $1$-й половины $XX$ в. в своем большинстве употреблялся первый термин, а со $2$-й половины $XX$ в. свое широкое употребление получило и второе понятие.
Рисунок 1.
Теория познания – гносеология
Гносеология (теория познания) – это область философии, в которой изучаются проблемы сущности человеческого познания и его возможностей, отношение знания и человека к реальности, выявляются всеобщие предпосылки познания, исследуются условия его истинности и достоверности, принципы и границы познания.
Гносеология анализирует общие базисы, которые дают возможность рассматривать познавательный результат как знание, определяющее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более определенном знании, это описание процессов, посредством которых достигается путь к знанию. Главная проблематика гносеологии - проблема субъекта и объекта.
В отношении к этой проблематике различают следующие школы:
- Материализм (приоритет объекта);
- Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом);
- Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта) и другие.
Одна из основных проблематик - проблема истины. Вопрос касательно соотношения знания, веры и понимания. Нынешнее положение дел в гносеологии характеризуется усилением значимости и необходимости участия субъекта. Одно из современных направлений – эволюционная эпистимология, которая рассматривает эволюцию органов познания и познающих базисов с позиции определенных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии может сочетаться общефилосовский подход и конкретно научный. История теории познания показывает, что данная отрасль философии в большей степени чем другие сотрудничает с наукой. Развитие науки может потребовать иной гносеологической интерпретации ее итогов и вызвать возникновение новых концепций в гносеологии.
Формы и принципы познания
Формы познания (наука, искусство, религия, здравый смысл, идеология): теоретический и эмпирический уровень познания.
Принципы познания:
- Структура и формы опыта;
- Понимание и объяснение;
- Вера (интуиция) и знание;
- Специфика и критерии научного познания.
Онтология
Онтология являет собою отрасль метафизики, нацеленную на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, вне зависимости от того, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — культурно-символической, природной, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным идеальное, материальное или какое-то иное бытие — всегда пытается раскрыть всеобщие закономерности и структуры развития процессов и вещей как таковых (или самой по себе объектности определенного рода), оставляя позади вопросы касательно закономерностей их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.
Предмет онтологии:
Предмет науки о бытии (онтологии) – бытие, определяемое в качестве полноты и единства всех видов реальности: физической, объективной, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с физическим (материальный мир) и идеалистическим (идеальный мир, религиозные понятия Бога, души) и подразделяется (материалистами) на косную, социальную и живую материю (порождающую и отношение к личности как к безличному человеку и классический формализм). Бытие, что-нибудь осмысливаемое, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё «не-бытию» возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме и феноменологии бытие полностью соприкасается и отождествляется с человеком, как единственным из обладающих возможностью мыслить и вопрошать о бытии. Тем не менее, в классическом метафизическом знании под бытием понимается именно Бог. Человек в качестве бытия, имеет волю и свободу.
Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира $3$ слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.
Бытие природы — первая форма реальности, универсума.
Включает все явные формы кроме человека. Является результатом продолжительной универсальной эволюции. Конструктивная организация мироустройства. Развитие мира — процесс взаимодействия и преобразования образующих его конструкций. Склонность всех социальных систем к самоорганизации, природных, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности. Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — главный вид материи, связывающий частицы и тела. Подсистемы живой и неживой природы. Живая природа — биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Неживая природа — движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул.
Социальное бытие — вторая форма реальности. Несет в себе бытие социума и бытие человека (экзистенция). Конструкция социального бытия или общества: индивид, семья, коллектив, социальный класс, народ, государство, человечество. По сферам социальной жизни: наука, материальное производство, идеалистическая сфера, сфера обслуживания, политическая сфера и т. д.
Духовное бытие, или же идеальное — третья форма реальности.
Близко взаимодействует с социальным бытием, на своем уровне повторяет и производит конструкцию общества. Включает неосознаваемые идеальные конструкции коллективного и индивидуального бессознательного (архетипов), которые сложились в психике людей в доцивилизационный период. Роль таких конструкций признается определяющей и существенной. Усиление взаимодействия всех видов духовной жизни с практикой, производством (биоинженерия, космонавтика и т. п.). Современные средства связи и информационные технологии сделали идеальное бытие более динамичным, подвижным.