Проблема свободы в философии
Вопрос свободы в философии рассматривается, как правило, по отношению к человеку и его поведению (свобода в природе рассматривалась как случайность, как "непознанная необходимость"). Она обрела формирование в таких философских вопросах, как свобода воли и ответственности человека, вероятностей быть свободным, обозначением свободы как силы, регулирующей социальные отношения. Ни одна философская проблема, вероятно, не имела такого большого общественного и политического звучания в истории социума, как вопрос свободы.
Рисунок 1.
Для лица владение свободой - это исторический, общественный и моральный императив (повеление), критерий ее индивидуальности и уровня формирования социума. Произвольное ограничение личностной свободы, серьезная регламентация ее рассудка и поведения, сближение человека к роди простого "инструмента" в общественных и технологических конструкциях наносит много убытка как личности, так и социуму. Наконец, именно благодаря свободе личности коллектив завоевывает возможность не просто приспосабливаться к существующим природным и общественным обстоятельствам окружающей действительности, но и трансформировать их в соответствии со своими итоговыми задачами. Определенным материальным обладателем свободы, ее субъектом всегда выступает лицо, а соответственно и те коллективы, в которые она включена, - нации, общественные группы, классы.
Философское решение вопроса свободы и нужности, их соотношения в деятельности и поведении индивида имеет большое практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без принятия свободы личности не может идти речи о ее моральной и юридической ответственности за свои грехи. Если индивиды не обладают свободой, а действуют лишь по нужде, то вопрос об их ответственности за свое поведение утрачивает всякий смысл, а "благодарность по заслугам" трансформируется либо в произвол, или в фарт.
Пространство в философии
Пространство - протяженность, вместилище, в котором расположены предметы и происходят события. В философии продолжаются дискуссии относительно того, является ли пространство отдельной сущностью или только формой существования материи. Пространство характеризует сосуществование объектов, их протяженность и структурность, взаимное расположение.
Доступен нашим ощущениям пространство является трехмерным. Взаимное расположение предметов в нем характеризуется расстоянием и направлением. В физике пространство объединяется со временем в единое пространство-время.
Дебаты о природе и сущности пространства начались еще в античности. Платон означал пространство (хора) как вместилище или промежуток, Аристотель как место. Арабский мыслитель Альхазен пытался определить пространство из-за расширения. Новое переформулирование понятия пространства произошло в $17$ в., Стал веком становления классической механики. Ее создатель, Исаак Ньютон рассматривал пространство как абсолютный, то есть, существует независимо от того, есть ли в нем физические тела. В отличие от него Лейбниц характеризув пространство только через отношение между телами: расстояние и направление. В $18$ в. анализ сущности пространства совершил Иммануил Кант, которого интересовало прежде всего вопрос о том, можно ли узнать пространство только эмпирически, через опыт. Кант пришел к выводу, что пространство является чисто априорным понятием, что означает, что человек не может воспринимать мир по-другому, как через пространство.
В $19$ и $20$ ст. понимание пространства в физике изменилось. С построением теории относительности пространство стало рассматриваться неотъемлемо от времени как пространство-время. Геометрия прострете неевклидова, в частности он может искривляться вблизи массивных тел. Развитие квантовой механики и квантовой теории поля поднял вопрос о природе вакуума, то есть пространства, в котором нет ни полей, ни частиц. Однако, немало существенных вопросов, связанных с вакуумом, в частности вопрос об энергии вакуума, остаются до сих пор нерешенными.
Время в философии
Время - форма бытия материи, которая проявляет длительность ее существования, последовательность смены состояний в развитии всех материальных систем. Понятие времени неразрывно связано с движением (сменяемостью) материи. Действительно, сменяемость является изменение одного состояния другим, но именно эта смена состояний и позволяет говорить о времени. Так, уже в древние времена сравнения циклических состояний, повторений - смена дня и ночи - со всеми другими состояниями, с которыми имела дело человек, привело к понятию времени и изобретения принадлежности для измерения его промежутков.
Достаточно длительный период время представлялось в качестве какого-то потока, реки, равномерно пронизывая существующий мир. Именно время несет на себе все события. Отсюда порождается выражение - поток времени, река времени. Само по себе время не зависит от каких-либо материальных процессов. Такое истолкование обрело название "абсолютного времени".
Пространство и время: взаимодействие
Время и пространство являются общими формами бытия всех материальных процессов и систем. Не существует предмета, который располагал бы вне времени и пространства, как нет пространства и времени самих по себе, вне материи, что существует в непрерывном движении. Абсолютного пространства как бесконечной «Шуньяты» протяженности нет. Всюду существует материя в тех или других формах (вещество, поле), а пространство выступает как всеобщий атрибут материи. Так само не существует и Абсолюта времени, время постоянно непрерывно связывается с движением, трансформацией материи. Пространство и время сосуществуют объективно и вне зависимости от сознания, но вовсе не материи.
Рисунок 2.
Понятие пространства и времени служат фундаментальными суждениями культуры человека. Они так фундаментальны, что на известной ступени развития человеческого познания (или незнания) их рассматривали как абсолютную субстанцию мира. Таков разорванными в преждевременном зороастризме, акаша и кала в древнеиндийских системах, хаос в древнегреческой мифологии. Пространство и время считались основами Вселенной и в античной натурфилософии или в христианской картине мира. Для пространственно-временных представлений того времени характерно невероятное разнообразие концепций и моделей времени и пространства: субстанциальные, дискретные, циклические, реляционные, конечные и тому подобное.
Субстанциональную и реляционная концепции не связаны однозначно с материализмом и идеализмом. Здесь возможны любые комбинации. В частности, Лейбниц пытался использовать разработанную им реляционную концепцию для борьбы против субстанционной концепции Ньютона, которая проявляла точку зрения метафизического материализма. Однако это не должно приводить к оценке самой реляционными концепции как идеалистической.