Понятие рационального и его роль в философии
Рациональность как одна из черт философии возникла в античном периоде вместе с первыми концепциями, авторы которых предприняли попытки объяснить мир не с иррациональной мифо-религиозной точки зрения, а исходя из собственных доводов разума и размышлений. Натурфилософские картины мира, онтологический подход элиатов, нумерология пифагорейцев, этика Сократа – все эти концепции пронизаны рациональностью, они берут в качестве своей основы различные аспекты разума, от его способности к чувственному восприятию и познанию мира благодаря опыту, до собственно рациональной деятельности в виде формулирования абстрактных понятий, обобществленных вещей.
В античной традиции рациональность вызревает обретая свои окончательные черты в трудах Аристотеля, обосновавшего главный инструмент рациональности – логику. Таким образом, характерными чертами рациональности являются три составляющих:
- понятийность,
- логичность,
- дискурсивность.
Понятийность представляет собой способность мыслить с помощью понятий, т.е. абстрактных обобщений, объединяющих схожие предметы в однородные группы по их существенных признакам. Хотя рациональное мышление черпает из чувственного восприятия и опыта, оно выходит далеко за его пределы благодаря способности к анализу информации ее абстрагированию и обобщению, позволяющему делать выводы и находить закономерности за пределами наглядной информации.
Логичность предполагает использование языка формальной логики, как правильного языка мышления, на котором должна осуществляться рациональная деятельность. Логика обеспечивает чистоту и последовательность мышления, надежность и обоснованность выводов, исключает влияние случайности или субъективизма из рациональной деятельности.
Дискурсивность – это требования обосновывать собственные выводы и убеждения с помощью доводов, доказательств. Всякое рациональное положение возникает не из воздуха, но покоится на иных, положениях, знаниях, в конечном итоге опыте человечества. Требование дискурсивности возникло еще в античный период, где каждый мыслитель должен был аргументировать и защищать свою концепцию в свободном обсуждении, и воплотилось в идеалах позитивной науки с ее строгими требованиями к экспериментальным исследованиям – их надежности, объективности, чистоте, воспроизводимости результатов и постоянной перепроверкой, и переосмыслением уже доказанного однажды материала.
Торжество рациональности связано с периодом классической философии, определяющей человеческий разум в качестве Абсолюта, способного разрешить все задачи, установить соответствие между человеком и природой путем ее познания и подчинения. Идеалы рациональности – это идеалы строгой «позитивной» экспериментальной науки.
Понятие иррационального
Под иррациональным в широком смысле понимаются все те явления и области бытия, которые недоступны для рационального познания, а также способы восприятия и переживания мира, отличные от логического рассуждения. Иррациональное всегда сопутствовало рациональному, существование данных категорий друг без друга представляется невозможным.
Мифо-религиозное мировоззрение по своей природе иррационально. Рациональные концепции античности всегда содержать в своей онтологии отсылки к иррациональному началу мира, так у Демокрита атомы, подчиняющиеся законам природы, находятся в иррациональной пустоте, у Платона рациональный и гармоничный мир идей, порождает иррациональный мир материи и т.д.
В период средневековья иррациональное получает новое осмысление, оно отождествляется с откровением, религиозно-мистическим способом постижения мира, т.е. постижения бога, альтернативным научному познанию и прямым путем к «божественному мраку».
Кризис рационалистической философии, сопутствующий кризису науки и механистической картины мира в XIX веке порождает целую плеяду иррациональных философских концепций, ставящих в качестве мирового Абсолюта не разум, а другие начала – например, волю (Шопенгауэр, Ницше). Еще больше иррациональных философских концепций получают свое развитие в начале двадцатого века после Первой Мировой войны. Ужасы войны, связанные с новыми способами и средствами ее ведения порожденными развитием научно-технического прогресса и бесконтрольным их использованием политиками ив военными, подтолкнули множество мыслителей к критическому осмыслению разума, отрицанию его способностей по организации и гармонизации мира, созданию предсказуемой вселенной.
Напротив, в философии возобладала идея иррационального, непредсказуемого и враждебного мира, одиночества человеческого бытия, поиска смысла жизни не в познании природы или ее покорении, а в самой жизни, в безграничной свободе и возможностях человека, сопряженных с его бесконечной ответственностью за свои поступки.
Основными направлениями иррационального в философии являются:
- религиозная философия,
- экзистенциализм,
- персонализм,
- прагматизм и т.д.
Взаимодействие рационального и иррационального
Рациональное и иррациональное представляют собой диалектические противоположности, отношения между которыми характеризуются не только единством и взаимопроникновением, но и борьбой. Наиболее остро и отчетливо эта борьба в социально-историческом контексте обозначила себя в полемике науки, рациональной философии и религии, иррациональной философии.
Однако следует отчетливо понимать, что рациональное и иррациональное имеют различную природу и разные источники своих убеждений. Если рациональное знание опирается на логику, как структуру мышления, на систему доказательств и аргументов, то иррациональное в первую очередь представлено верой, как бездоказательное принятие убеждений, опираясь на чувственный и мистический опыт индивида, а ее аргументация сводится к ссылке на авторитеты – мудрецов, пророков и в конечном итоге сверхсуществ (бога) или сверхсущностей (мировой воли, абсолюта, природы и т.д.).
В данных условиях их спор столь же бесконечен сколь и бесперспективен, поскольку для опровержения рациональная сторона приводит аргументы, указывает на логические не состыковки, фактическое несоответствие иррациональных учений действительности, т.е. действует в своем поле, в то время как для иррациональной стороны все аргументы не имеют малейшего значения и перечеркиваются одной лишь ссылкой на авторитет или мистическое переживание.