Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Феномен внутренней свободы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Феномен внутренней свободы

Варианты толкования свободы

  • Девальвация свободы (фатализм)

    Человек не свободен от внешних обстоятельств, он – игрушка в руках судьбы или богов, жертва обстоятельств. Поэтому единственный выход – смириться с судьбой. Такого подхода, например, придерживались представители древнегреческого стоицизма. Согласно их концепции Бог проявляется во всех явлениях природы, поэтому всё происходящее необходимо – предусмотрено Богом, и никакая случайность невозможно. Поскольку человек живёт внутри божественного космоса, определяющего всё происходящее, то ему бессмысленно проявлять личные амбиции и необходимо покориться судьбе. Счастье заключается в апатии – бесстрастии, спокойствии духа. Римский стоик Эпиктет, бывший рабом, считал, что каждому его роль в жизни предопределена судьбой. Поэтому борьба бессмысленна, нужно приспосабливаться.

  • Абсолютизация свободы (волюнтаризм)

    Свобода абсолютна, человек волен делать все, что ему заблагорассудится и ничем не ограничен.

  • Учет ограниченности свободы человека (экзистенциализм)

    Человек свободен, но он несет ответственность за свои действия. Поэтому свобода – это порой тяжелое бремя, так как ее реализация в акте выбора порой сопряжена со значительным напряжением психоэмоциональных и/или интеллектуальных сил.

    Замечание 1

    Человек уникален, он обладает свободой, но в любом случае он является частицей общества, пусть даже его участие в социальной жизни сведено к минимуму. Например, Альбер Камю По данной теме мы уже выполнили реферат Альбер Камю подробнее считал что, поскольку мир абсурден, то все ценности, кроме свободы, бунта и страсти, бессмысленны. Но всякий бунт обречён на поражение, поэтому ценен не как цель достижения лучшей жизни, а сам по себе, как краткое проявление свободы. Эту ситуацию он символически иллюстрировал в своей знаменитой работе «Миф о Сизифе» По данной теме мы уже выполнили реферат А. Камю Миф о Сизифе подробнее . Он сравнивал человечество с героем древнегреческого мифа Сизифом. Сизиф, не раз обманувший богов, получил от них в загробном мире такое наказание: он должен был вечно закатывать в гору огромный камень, который каждый раз срывался и катился вниз. Человеческое бытие, согласно Камю, сходно с участью Сизифа – оно столь же тяжело, бессмысленно и безысходно. Не выдерживая его, люди время от времени бунтуют. Но всякое восстание, всякая революция в конечном итоге завершается возрождением абсурдного, неразумного и тягостного для людей порядка.

Свобода и ответственность

Со свободой связана и ответственность человека. Чем свободнее человек, тем больше на нем лежит ответственности. И человек порой страшится этой ответственности, поэтому он стремится не к изолированному существованию, а к социальному существованию, к нахождению в обществе и не просто к соблюдению общепринятых норм, а к подчинению, к сознательному ограничению своей свободы, чтобы сбросить с себя груз ответственности за собственное существование кому-либо еще.

Почему свободен человек?

Как пишет Виктор Франкл, что касается свободы, то «она представляет собой свободу по отношению к трем вещам, а именно:

  1. По отношению к влечениям.
  2. По отношению к наследственности.
  3. По отношению к среде.

Будучи членом общества, человек должен исходить из того, что свободен не только он один, а что каждый член общества по сути обладает свободой в выборе из множества альтернативных вариантов существования. Так, Иммануил Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Иммануил Кант подробнее свободу человека обосновывал его господством в предметном мире. Поскольку к свободному поведению способны все, необходимо общественное равенство. Сущность человеческой свободы состоит в том, что человек, в отличие от животных, способен сознательно управлять своими инстинктивными стремлениями, и поэтому не является пассивным природным объектом. Высшим проявлением свободы Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее считал самоограничение собственного произвола и уважение свободы других.

Замечание 2

Человек – это существо, которое всегда может сказать «нет» своим влечениям и которое не должно всегда говорить им «да». Что касается наследственности, то человек в конечном счете свободен и по отношению к ней. В этой свободе человека заключается его духовность.