Понятие и типы социокультурных изменени
Социокультурная динамика – это совокупность изменений культурной деятельности, состоящая из восходящей и нисходящей ветвей, эволюционной, революционной, консервативной и реакционной эпох.
Типы социокультурных изменений:
- фазовые, то есть этапные – применимы к исторической периодизации;
- изменения, приводящие к смене двух стилей, направлений, художественных жанров, ориентаций – территориальные изменения центров культурной деятельности;
- изменения, вызывающие обогащение и дифференциацию культур, то есть формирование новых жанров, видов искусств в результате творческого процесса или внешних воздействий;
- культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний в качестве приверженности общества к неизменяемым традициям и резкое ограничение или запрет любых нововведений;
- изменения, ослабляющие дифференциацию или упрощающие культурную жизнь. Упадок и деградация культуры. Упадочные школы маньеризма, которые только подражали высшим школам искусства. Устанавливался жесткий тоталитарный режим сопровождался стандартизацией и подавлением конкретной политической активности;
- кризис культуры – ситуация или тенденция разрыва между ослаблением или разрушением предшествующих институтов и структур, а также формирование новых, более соответствующих требованиям общества;
- циклические изменения – волнообразная динамика, то есть повторяемость. Устойчивая фиксация закрепилась в мифологии и в календаре. Всегда после упадка возвращался золотой век;
- инверсия – изменения, которые идут не по кругу, а в как движения маятника, от одного пояса к другому;
- обращение к раннему, более богатому периоду жизни, то есть возрождение;
- преобразование или трансформация культуры. Имеет место в том случае, когда новое состояние формируется как результат изменений предыдущего состояния под воздействием интенсивного обновления.
Разнообразные элементы культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивы к изменениями мифология и религия, более подвижной является художественная культура. Самой высокой способностью к изменениям обладает наука.
Источники социокультурной динамики
В современной научной литературе, особенно в публицистике, такая сложная категория, как социокультурные изменения, часто заменяются на более простое понятие модернизации, которое в реальности предполагает только один из многих вариантов трансформации культуры и общества. Несмотря на то, что понятие модернизации существенно уже по сравнению с понятием социокультурных изменений. Также термин «модернизация» может быть применен к анализу изменений, которые затрагивают разные уровни устройства общества и имеют разные по своим масштабам последствия, начинающиеся обновлением и усовершенствованием в отдельной отрасли жизнедеятельности, заканчивающиеся комплексной перестройкой всей социокультурной системой. Поэтому термин «модернизация» не более определенные по сравнению с категорией социальных изменений в целом, и, в зависимости от контекста, может быть употреблен в разных значениях.
Источники изменений:
- инновации – это изобретения, генерация новых идей, образцов и моделей. Носители новаторства – творческие личности и новаторские группы. Например, европейцы в колонизированных странах, протестанты и пр. Проблема соединения инноваций и социокультурной среды предполагает, что любое нововведение будет отстранено, если отсутствует социальный спрос на него, то есть если оно не принимается обществом;
- обращение к культурному наследию – совокупность всех культурных достижений рассматриваемого общества, его исторический опыт, подвергающий переоценку прошлого. Сохранение прошлых образцов посредством устранения новых. Диалектика – это переход от прошлого к настоящему и будущему. Важной функцией диалектики выступает поддержание стабильности и социальной регуляции, а также самобытность народа;
- заимствование, или диффузаинизм – распространение культуры в ширь в географическом или социальном пространстве. Окультурация может иметь прямой характер, предполагающий влияние эмигрантов, или косвенный – потребление товаров из других государств, получение образования за границей. Факторами выбора выступают интенсивность контактов, условия контакта, состояние и степень дифференциации общества;
- синтез в качестве взаимодополнения и соединения разнородных элементов, при которых возникают культурные течения, отличающиеся от предшествующих элементов.
Под воздействием все усиливающейся критики социокультурных изменений по западному образцу ко второй половине 1980-х годов сложилась концепция модернизации в обход «модернити» - модернизации, при которой традиционная национальная культура не становится жертвой западной системы ценностей и смыслов. Данная точка зрения поддерживалась А. Абдель-Малеком, А. Туреном, Ш. Эйзенштадтом. Но, А. Турен отмечал, что реальное протекание модернизации, а особенно, взаимодействие «традиционных» и «модернизированных» общностей, хотя и опровергает единственность пути либерально-рационалистического универсализма, но не утвердил при этом и абсолютного приоритета партикуляризма. Традиция и современность начали рассматриваться в качестве систем не только сосуществующих, но и взаимопроникающих и взаимоприспособившихся.
В ходе развития теории модернизации, кроме понятий традиционного и современного общества, также начало использоваться понятие переходной системы между обществом традиционным и современным, как вполне самостоятельной, жизнеспособной и находящейся в развитии категории. Именно вопрос, касающийся характера этого перехода, который остался без внимания в классической теории модернизации, сегодня представляет как теоретический, так и прикладной интерес.