Любовь – это устойчивая положительная реакция на известный объект удовольствия.
Представление о любви и семье в античной философии
Семья, брак представляют собой социальную базу, кирпичики общества, в связи с чем философия не могла обойти данные феномены стороной и начала их рассматривать с глубокой древности. В античной философии проблемы любви, семьи и брака начинают обсуждать после поворота от онтологической проблематики к этической, совершенного Сократом.
Основные взгляды на семью и любовь были отражены в трудах таких философов как:
- Сократ,
- Платон,
- Аристотель.
Сам Сократ рассматривал любовь как высокое чувство, чувство потребности. Любящий человек стремится, притягивается к тому, чего ему не хватает, подобно тому как голодный тянется к еде, а нищий к богатству. Как следствие любовь представляет собой союз двух людей, которые находят друг в друге удовлетворение собственных потребностей, недостатков. При этом Сократ превозносит духовную, интеллектуальную любовь, которая может выстроиться между мужчинами, и весьма скептически относится к любви плотской, обусловленной сексуальным желанием, которая возникает между мужчиной и женщиной и оправдана лишь необходимостью продолжения рода.
Схожий взгляд на любовь и семью можно найти и у Платона. В своем идеальном государстве Платон отрицает ценностью семьи как социального института, более того он видит в нем опасность для государства, поскольку семья есть форма собственности, владения мужчиной домом и домочадцами, в то время как для элит государства - философов и воинов, любые частные интересы должны быть исключены в пользу общественных. Главной формой любви для него выступает любовь к мудрости. Деторождение же Платон предлагает организовать исходя из прагматических и научных соображений - сводить лучших с лучшими, а худших с худшими, для улучшения человеческой породы. Женщины и дети должны быть общими, но при этом всякое распутство должно быть исключено, а половая связь необходима лишь для продолжения рода. При этом для женщин и мужчин должны быть строго ограничены репродуктивные возраста, а все потомство, возникшее вне этих периодов должно уничтожаться, равно как и потомство худших из людей.
В отличии от своих предшественников Аристотель имел иной взгляд на семью и брак. Аристотеля по праву можно назвать отцом патриархальной теории. Для него семья не просто объединения людей для решения экономических, социальных проблем и вопросов, но естественная и единственная форма существования самих людей, которые неизбежно тянутся к объединению. Более того семья представляет собой прообраз государства, которые из самой семьи напрямую и происходит через череду ее укрупнений - семья - род - община - союз общин и т.д. Аристотель подчеркивал главенство в семье отца (монарха), а также его обязанности по заботе о членах семьи (народе).
Философские школы поздней античности рассматривали любовь и брак в традиции Сократа и Платона, используя сократические представления о благе и этичности. Так, киники советовали избегать каких-либо соблазнов и условностей социальной жизни, в связи с чем рассматривали и любовь, и брак, как опасные для человеческой аскезы явления. Стоики также относились к любви, как эмоциональному переживанию способному разрушить состояние невозмутимости мыслителя, его готовности принять испытания судьбы. Неоплатоники, рассматривавшие проявления всего материального и природного как безусловное зло, также негативно отзывались о любви и браке. Исключением является позиция эпикурейской школы, которая видя ценность человеческой жизни в наслаждениях призывала не воздерживаться и от любви от брака, если последние могли принести человеку пользу.
Любовь и семья в средневековье
Средневековая философия, а вместе с ней и ее позиция рассмотрения любви и брака, зиждится на христианских догматах, учении, ценностях, а также критическом переосмыслении античного наследства. Восприятие любви строилось на противопоставлении двух ее пониманий:
- эроса - античного понимания любви, как восходящего, вожделеющего чувства удовлетворения любовной потребности;
- каритаса - христианского понимания любви, как нисходящего чувства сострадания к нуждающемуся.
Любовь занимала в христианстве важную позицию, однако это была любовь категориально отличная от той любви о которой говорили античные философы. Христианская любовь каритас - это безличное чувство, направленное не на конкретное лицо, но на все человечество в целом, любовь ко всем ближним, убогим, нуждающимся, любовь полностью альтруистическая, безответная и не нуждающаяся в ответе, любовь-страдание. Другим не менее значимым ее компонентом была любовь к Христу, как путь духовного возвышения личности, ее стремления к богу, такая же безличная и безответная.
Отношение к браку в христианстве было различным и постепенно менялось со временем. В раннем средневековье брак слишком сильно ассоциировался с античным представлением о любви, как страсти, желании, в связи с чем отдельными богословами полностью отрицался, как недопустимое и порочное. Другие признавали существование брака лишь для осуществления деторождения, стремясь максимально ограничить взаимодействие мужа и жены. Наконец существовала и реалистическая позиция рассматривающая брак как меньшее зло в сравнении, с постоянной борьбой с сексуальным искушением, понимая брак как "легальный" способ удовлетворения плотских желаний.
В период средневековья предложенная Аристотелем патриархальная модель семьи, становится доминирующей и традиционной.
Любовь и брак в классической философии
Классики немецкой философии давали разные оценки сущности любви и брака.
И. Кант рассматривал брак прежде всего, как договор, основанный на диалектике свободы и необходимости. В браке оба партнера выступают согласно осознанным необходимостям, практическому здравомыслию, а также сформулированным социально-юридическим нормам. Любовь же рассматривается Кантом как хаотический излишний элемент, на месте которого должна стоять крепкая дружба супругов, верность, долг, целомудрие.
Гегель также разделяет семью и любовь. Семья предстает для него наивысшим этапом духовного развития личности, ее квинтесенцией. При этом Гегель воспевает предельно патриархальную структуру семьи с деспотическим главенством отца над женой и детьми. Любовь же трактуется им как слишком хаотическое, непредсказуемое чувство, на которое нельзя опираться.
Отличный взгляд на любовь содержится в трудах Фихте. Данный философ рассматривал любовь как гармонический союз природы и разума. Согласно Фихте любовь присуща в первую очередь женщине, в то время как природа мужчины - это великодушие, а потому он не способен к глубокой и единичной любви.