Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
Определение 1

Семья – это группа из двух и более лиц, объединенных кровнородственными либо брачными отношениями, общей хозяйственно-бытовой деятельностью, духовно-психологическими связями.

Подходы к пониманию семьи, их развитие

Семья – это один из древнейших способов организации социального бытия человека, функциональная единица структуры общества, которая реализуется в качестве основной с момента преобразования родоплеменной общины в соседскую. Семья выполняет важнейшие функции, благодаря которым становится возможным функционирование общества – репродуктивную, экономическую, регулятивную, воспитательную, образовательную и т.д. По этой причине семья с древнейших времен является одним из объектов философского осмысления. Вместе с тем, являясь многогранным феноменом, семья осмысляется одновременно с различных позиций. Основными из них выступают:

  • реалистически-правовая,
  • морально-идеалистическая,
  • повседневно-бытовая.

Реалистически-правовая позиция рассматривает семью как часть общества, необходимую для функционирования общества, решающую определенные задачи, а потому нуждающуюся в правовом обеспечении и поддержке ее целостности и стабильности. С древнейших времен в традициях, а затем и законах закреплялись права и обязанности семьи перед обществом, нормы взаимоотношения между супругами, процедура передачи и разделения наследства. Традиционно эти нормы направлены на укрепление брака, препятствуют его распаду, оставлению партнерами друг друга, которое становится возможным лишь в исключительных случаях, например, бесплодности женщины, когда выполнение основной функции семьи является невозможным.

Хотя укрепление семьи со стороны общества, государства, религии является достаточно традиционным, существуют и альтернативные подходы. Так, например, в племенах Океании, часто семья в социальной структуре противостоит общине, и последняя стремится напротив, всячески ослабить семью. В частности, мужчины живут отдельно от собственных матерей, жен и детей в мужском доме, куда забирают и всех мальчиков по достижению определенного возраста. Мужчины всегда остаются в общине и делают работу совместно, в то время как девушек выдают замуж в соседние общины, где они ведут самостоятельное семейное хозяйство. Но в тоже время, община строго следит за сохранностью брака, пресекает измены и делает невозможным его расторжение.

Морально-идеалистические концепции брака рассматривают его не как социальную реальность, объединение людей с целью решения экономических вопросов и для продолжения рода, но как духовный союз двух родственных душ. Еще Платон, объяснял стремление мужчины и женщины к браку стремлением к воссоединению двух половинок некогда единого существа – андрогина. В христианском учении параллели этому мифу можно найти в истории сотворения Евы из ребра Адама, где присутствуют те же мотивы некогда целостного, но позже разделенного существа, которое вновь стремится обрести единство.

Брак, как духовная реальность претендует на связывание людей не только юридическими и социальными обязательствами, но духовными скрепами, при этом предполагается некая предначертанность партнеров друг для друга, их объединение не только в этой жизни, но и посмертном существовании, либо череде перерождений. При этом брачные отношения рассматриваются как гармония между супругами, их взаимная приязнь, доверие, преданность, стремление духовному и этическому росту.

Повседневно-бытовая позиция отражает массовые взгляды на брак и представляет собой срединное течение, объединяющее черты реалистического и идеалистического понимания семьи.

Проблема пола, межполовых отличий в философии

Проблема пола и межполовых отличий является для социальной философии столь же традиционной, как и проблема барака. При этом на протяжении веков именно мужчина оставался субъектом, действующим лицом философии, равно как и любой сознательной деятельности, а женщина рассматривалась исключительно с мужской позиции, что неизбежно влекло за собой установление превосходства мужчин над женщинами.

Так уже у Платона можно найти рассуждения о том, что любовь к женщинам есть любовь низкая, животная, обусловленная потребностями тела, в то время как любовь к мужчине есть любовь духовная, интеллектуальная, связанная в первую очередь духовными потребностями в собеседнике, друге, верном соратнике.

В период средневековья под догматом церкви отношение к женщине выстраивается более чем двойственное. С одной стороны, женщина – это мать, материнство, воспитание детей являются ее священной функцией, отсылкой к Богородице, однако вместе с тем материнство фактически единственное что оправдывает существование женщины вообще. Женщина рассматривается как виновница грехопадения, источник искушения, первая пособница нечистой силы, средневековые мыслители пишут о женщине, что притягательность ее заключается «в одной лишь коже, снимите ее и там вы обнаружите лишь мерзость».

В период Нового времени сравнение мужчин и женщин происходит уже по физиологическим и психологическим параметрам. Философами признается, что мужчины и женщины обладают общими задатками в плане половых органов, однако последние у мужчины выражены в большей степени. С психологическими различиями философы усматривают еще больше поводов для возвышения мужчины и подчинения женщины. Последним приписывается эмоциональная природа, неспособность абстрактно, независимо от собственного состояния оценивать мир, скупость, импульсивность, алогичность.

Проблема брака и пола в современное время

На протяжении веков брак оставался относительно неподвижной, крайне консервативной формой социальной реальности. Однако являясь в действительности союзом двух людей, брак чутко реагирует на изменения в каждом из них и подстраивается под эти изменения, поскольку брак в существует не ради самого брака, но ради личности, ибо без взаимоотношений супругов брак как таковой несостоятелен.

Феминистическое движение, эмансипация, научно-технический прогресс, рост благополучия общества, замещения части семейных функций рынком и государством, повлекли за собой изменение гендерной, социальной и супружеской роли женщины, ее активное включение в экономическую деятельность, политическую жизнь, все сферы общества.

Как следствие мужская гендерная идентичность не могла оставаться неизменной, она была вынуждена реагировать на изменение женских ролей, поведения, психологических особенностей. Смещение аспектов мужского и женского неизбежно влечет за собой и изменение самого брака, как точки их наиболее тесного соприкосновения.

Место традиционного, патриархального брака, занимает партнерский брак с равноправным распределением ролей, попыткой установления равновесия между супругами, которая не редко оборачивается борьбой за власть, конкуренцией и распадом брачных отношений.

comments powered by HyperComments