Вечное возвращение – это философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено.
Возникновение и история идеи вечного возвращения
Ф. Ницше рассматривал идею вечного возвращение как одну из наиболее выдающихся и гениальных его идей. Трепетное отношение к данной мысли находит свое отражение даже в том, что он тщательно зафиксировал время и место ее появления – август 1881 года, по дороге из Сиальс-Мария в Сильвапланд, возле пирамидальной скалы. Вульгарная формулировка идеи вечного возвращения крайне проста – каждый момент жизни будет воспроизведен точь-в-точь бесконечное число раз. Таким образом каждый единичный момент бытия, одновременно есть момент бесконечности. На Ницше данная идея произвела неизгладимое впечатление, так как он предполагал, что перспектива бесконечное число раз переживать собственную жизнь со всеми ее тревогами, страданиями, поисками смысла жизни и т.д., должна привести простых обывателей в состояние паники.
Вместе с тем, рассматривая данную идею как важнейшую Ницше крайне неохотно делится ею с окружающими. Своим ближайшим друзьям он рассказывает о вечном возвращении шепотом, в его произведениях идея о вечном возвращении отчасти раскрывается в «Так говорил Заратустра», а также определенные отсылки и намеки на нее можно найти в «Веселой науке», «По ту сторону добра и зла», «Ecce Homo».
При этом даже в первой части «Заратустры», Ницше так и не высказывает идеи и вечном возвращении, заменяя ее учением о сверхчеловеке и формировании сверхлюдей. Только лишь, когда первая часть книги не получила достаточного резонанса, Ницше во второй части резко меняет образ и послание главного героя, который вместо призыва к формированию светлого общества сверхлюдей, сокрушается о неизбежности вечного возвращения людей мелких и мелочных, их неистребимом существовании.
Подходы к концепции
Рассматривая идею вечного возвращения можно отметить, что Ницше выделял в ней несколько уровней и подходов к ее пониманию и содержанию:
- физикалистский,
- трансцендентный,
- экзистенциальный.
Физикалистский подход предполагал попытку научного обоснования идеи вечного возвращения. Для его осуществления Ницше опирался на ряд предпосылок:
- реальность находится в процессе бесконечного изменения и становления,
- время есть объективная реальность, в то время как пространство и материя – субъективные ощущения,
- пространство и энергия – конечные величины.
Из этих предпосылок он делает выводы о том, что поскольку количество материи конечно, а время ее существования бесконечно, то она не способна бесконечно изменяться во времени принимая все новые и новые формы, поскольку это требовало бы постоянно растущего количества энергии, а она ограничена. Соответственно есть два выхода – либо нахождение некоего равновесного состояния, либо повторение уже существовавших форм реализации материи. Но поскольку наличие динамики и изменения в настоящий момент противоречат идее установления состояния покоя – ибо будь такая точка возможна, она уже установилась бы и длилась бесконечно, то остается лишь принять идею о вечном возвращении, ибо динамизм наличного мига ни коим образом ее не отрицает.
Трансцендентное осмысление идеи вечного возвращения самим Ницше вступает в полное противоречие с ее физикалистическим обоснованием. Оторвавшись от конкретно-материалистического, наукоподобного объяснения Ницше пишет о том, что вечное возвращение не подобно круговому или циклическому, при котором каждый элемент события повторяется точь-в-точь. Вечное возвращение – это то, что относится к миру в самом общем его понимании, это сущность его существования, но не закон и не цель, поскольку человеку не дано постигнуть законов мира, ибо любой закон который открывает для себя человечество – это лишь его частный произвол, иллюзия относительно мирового порядка, которая становится догмой. Целей же и вовсе не существует, согласно положениям его метафизического нигилизма.
Вечное возвращение с позиции трансцеденции предполагает вечное нахождение мира в состоянии хаоса, неопределенности, при котором каждое действие содержит в себе отражение всех существующих и когда-либо существовавших действий, поскольку обусловлено ими.
Экзистенциальное понимание вечного возвращения и сверхчеловек
Рассматривая идею вечного возвращения с экзистенциальных позиций Ницше приходит в ужас, и предполагает, что также ее должны воспринять и другие. Прежде всего вечное возвращение означает, что для человечества разрушены все спасительные иллюзии о загробном мире, рае и аде, боге, воздаянии после смерти или хотя бы спасительном ничто и полном исчезновении личности у нерелигиозных граждан. Жизнь бесконечна, она будет повторяться вновь и вновь и человек, каждый человек никогда не обретет от нее освобождения.
Для малых людей, обладающих философией рабов, которые рассматривают жизнь через призму борьбы и страдания – вечное возвращение — это настоящее наказание, ведь все ужасы их жизни им придется переживать бесчисленное количество раз. Однако Ницше формулирует и альтернативу – представление о сверхчеловеке.
Сверхчеловек – это тот, кто смог сказать жизни да. Отказаться от морали рабов, направленной на удовлетворение своих прихотей и подчинение окружающего, отказаться от нужды во внешних авторитетах, целях и ценностях, осознать всю бессмысленность и пустоту окружающего бытия, и увидеть в ней не отчаяние, а наоборот безграничную свободу.
Сверхчеловек подчинен идеалу аскетизма. Его свобода направлена не во вне, а внутрь. Он использует волю к власти для подчинения самого себя тем правилам, которые он сочтет нужным, а не для подчинения им других. Его жизнь – это не противоборство с другими, а вечное творчество, преобразование себя и мира.
По этой причине сверхчеловек не должен страшиться идеи вечного возвращения. Напротив, для него она означает эпоху вечного могущества, бесконечного творческого экстаза в котором он становится по настоящему великим.