Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Связь арабо-исламской философии с практической деятельностью

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Связь арабо-исламской философии с практической деятельностью

Что есть опыт?

Замечание 1

Опыт как элемент философских построений присутствует у всех арабских мыслителей. Ибн Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее (Авиценна, $980-1037 гг.$) использует понятие опыта как одну из посылок, применяемых в силлогизмах. Причем Ибн Сина считает, что опыт при этом может привести к истинному знанию. Аль-Фараби По данной теме мы уже выполнили реферат Арабская философия подробнее ($872-950 гг.$) рассматривал опыт как интеллект. Более значительную роль опыт играет в философском проекте Ибн Сины, что связано с его интересом к медицине.

Помощь со студенческой работой на тему
Связь арабо-исламской философии с практической деятельностью

Опыт познается разумом и ощущением, когда рождается уверенность в не случайности хода явлений. Также опыт характеризуется как элемент внутренней, разумной жизни человека, и обнаруживается при контакте со знанием, через книгу. Такое понимание опыта расходится с тем, что мы привыкли видеть в арсенале ученых, занимающихся естествознанием.

Близко к нашему пониманию категорию опыта Ибн Сина использует в исследованиях по минералогии и медицине. Ученые, занимающиеся научным наследием арабского мыслителя, отмечают, что его метод в этих областях знания похож на эксперимент нововременной науки. В этом ему помогло чтение трудов Аристотеля, Секста Эмпирика и Галена. Но Ибн Сина идет дальше в своих исследованиях.

Как практикующий врач Авиценна должен был апробировать новые лекарства, наблюдать непосредственно на практике их влияние на организм человека. В связи с этим мыслитель приводит в своих трудах методологические указания на то, как следует проводить тот или иной опыт. По большому счету, как врач, Авиценна получал возможность проводить эксперименты на своих больных. Тем самым он проверял свои знания.

Опыт, эксперимент и наблюдение

Описанный тип эксперимента Ибн Сины отличается наблюдательностью. Опыт здесь – это наблюдение.

Особое развитие в рамках арабского опытного знания получает метод от противного. Метод этот прокидает сферу математики и начинает применяться как всеобщий.

Замечание 2

Кроме того, арабскими мыслителями применялись логические методы, в частности – метод доведения до абсурда. Его использование характерно для анализа явлений мира или положений наук. Он использовался для доказательства-опровержения знания. Для достижения аналогичных целей из аристотелевского наследия был заимствован и по-новому раскрыт силлогизм. Так Авиценна с помощью силлогистики хочет определить ложность данных. При этом неопровержимыми посылками силлогизма являются опытные данные (наблюдение, чувства и т.д.), а также теологические принципы, имеющие аксиоматический, авторитетный характер.

Итак, несмотря на то, что понятие опыта часто встречается в рассуждениях арабских мыслителей, все же оно подменяется наблюдением. Арабский ученый подстраивается под данные опытного наблюдения, а не наоборот, как характерно для нововременной науки. Иными словами, человек может лишь созерцать происходящее в природе, деятельно же в нее врываться нет.

При этом надо иметь ввиду, что во времена арабской средневековой мысли не было достаточного технического оснащения, позволяющего провести эксперимент. Здесь важна именно сама направленность на опыт.

Опытные науки

В арабской философии связь с опытом выражается в развитии науки, приносящей практическую пользу. В рамках средневековых арабских государств наука становится своего рода профессией. Встречаются случаи, что научные исследования финансируются арабскими правителями.

В это время появляются подобия академий наук – «дома науки». Но при этом следует учитывать, что учеными здесь являлись богословы, а наука чаще всего была религиозным учением. Особая ценность таких «домов науки» заключалась в богатых библиотеках, содержащихся при них.

Замечание 3

Кроме того, в некоторых арабских странах имелись подобия современных научно-исследовательских центров, оснащенных необходимым оборудованием. Примером тому можно привести обсерваторию Мухаммеда Улугбека рядом с Самаркандом ($XIV$ в.)