Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные представители древнекитайской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Китайская философия / Основные представители древнекитайской философии
Содержание статьи
Определение 1

Древнекитайская философия – это период развития философской мысли в Китае с VI по II века до н.э. в который сформировались основные философские школы, определившие развитие Китая на века вперед.

Лао-цзы

Лао-Цзы легендарная фигура китайской истории, наложившая огромный отпечаток на развитие философских идей. Точная биография Лао-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Полотические идеи Лао-цзы подробнее неизвестна, наиболее часто его датой рождения указывается 604 год до н.э., причем существуют как минимум три исторических фигуры с которыми можно соотнести легендарного философа.

Лао-цзы вместе с Желтым Императором Хуан-Ди считаются основателями даосизма, заложившими основные его принципы и идеи. Кроме того, Лао-цзы часто приписывают авторство труда «Дао дэ цзин» По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Даосизма подробнее в котором содержатся главные понятия даосизма, хотя в действительности этот литературный памятник был создан значительно позднее, и в качестве наиболее вероятного его автора выступает Лао Лай-цзы современник Конфуция, неоднократно вступавший с ним в ожесточенные споры.

Ядром учения Лао-цзы выступают две категории:

  • дао,
  • дэ.

Дао наиболее часто понимается как путь, однако данную интерпретацию не следует воспринимать буквально. Сам Лао-цзы говорил о том, что он не может дать определение дао, поскольку любое высказанное им слово станет ложью. Дао представляет собой условное обозначение некоего вселенского принципа, самой природы, чего-то сверхъестественного, что заложило основы этого мира и пребывает в абсолютном спокойствии наблюдая за ним и осуществляясь в нем. В конечном итоге дао – это то состояние внутренней и внешней гармонии к которому стремится последователь даосизма.

Замечание 1

Дэ в грубом понимании представляет собой способ достижения дао, способ бытия, который питает дао и позволяет его достичь. Однако, как и дао, дэ является неопределимым понятием. Оно не содержит в себе каких-либо правил или регламентов относительно поведения или законов существования.

Главным принципом даосизма выступает У-вей – принцип непреднамеренной активности, известный также как принцип недеяния. В действительности даосизм По данной теме мы уже выполнили реферат Основные категории даосизма подробнее отнюдь не призывает к пассивности, однако он учит тому, что не следует намеренно вмешиваться в естественный ход событий. Поскольку все в мире состоит из противоположностей, которые находятся в гармонии между собой, то главным является следование естественному ходу вещей, которое позволит эту гармонию сохранить, в то время как намеренно вмешиваясь в реальность человек неизбежно нарушает гармонию противоположностей, что навлекает как на него, так и на мир различные бедствия.

Ярким примером такого бедствия Лао-цзы считал неразумную активность правителей, результатом которой становятся непомерные налоги, обрекающие простых крестьян на нищее существование. Лао-цзы придерживается архаического представления о власти, при котором царь выполняет патриархальную и сакральную роль бездеятельного правителя, позволяющего дао расставлять все по своим местам.

Конфуций

Наиболее известным древнекитайским философом является Кун-цзы или Кун-Фу-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Этико-политическое учение Конфуция. подробнее (учитель Кун), чье имя было ошибочно переложена на латынь, а затем и русский язык как Конфуций. Созданная им этико-философская система занимала в Китае доминирующее положение на протяжении фактически двух тысяч лет, лишь на время уступая пальму первенства даосизму По данной теме мы уже выполнили эссе Отношение к добродетелям в даосизме подробнее или буддизму. Принципы конфуцианство настолько жестко регулировали жизнь населения Китая на всех его уровнях, начиная от взаимоотношений внутри семьи, заканчивая государственной политикой, что оно часто воспринимается как религия, хотя полностью лишено какой-либо теологии.

Конфуций родился в середине шестого века до н.э. в период «Воинствующих царств», когда из-за ослабления центральной власти императора, начался период раздробленности и военного противостояния местной знати и правителей. Пережив значительные тяготы бедной жизни в раннем возрасте и проложив себе дорогу в государственные чиновники за счет собственного упорства, самообучения и следования традициям Конфуций полагал, что возвращение к патриархальным устоям взаимоотношений между людьми позволит вернуть гармонию в разоренный Китай, для чего много путешествовал между царствами и везде старательно проповедовал свое учение.

Замечание 2

Также Конфуций занимался переосмысление философского наследия прошлого. Его перу принадлежат два обобщающих труда – «Ши-цзин» и «И-цзин» По данной теме мы уже выполнили презентацию конфуцианство подробнее (книги песен и перемен), а также «Лунь Юй», в которой изложены основные принципы конфуцианства.

Конфуцианство выстраивает строгую систему социальных взаимоотношений, основанных на принципе чжун – безусловной преданности младших старшим. Каждому человеку в этой системе отведено свое место и функции, а для поддержания гармонии он должен обладать пятью качествами:

  • Жэнь – милосердие и долг;
  • И – справедливость;
  • Ли – стремление следовать обычаям;
  • Чжи – мудрость;
  • Синь – добросовестность.

Мо-цзы

Одним из конкурирующих с конфуцианством учений на раннем этапе был моизм, основы которого были заложены Мо-цзы. Мо-цзы родился через несколько лет после смерти Конфуция и также ставил своей целью преодоление тягот междоусобных войн, раздирающих Китай на части. Однако для Мо-цзы, который в отличие от Конфуция был не вельможей, а лишь «служивым» человеком, специалистом по фортификации, а также имел более низкое происхождение, жестко регламентированная система конфуцианства, закрепляющая наследственное превосходство аристократии, представлялась недостаточно эффективной, не способной удовлетворить нужды простого народа.

В противовес Мо-цзы создает собственное учение в основу которого он кладет любовь к ближнему. В моизме эгоистические интересы являются основой того зла, что происходит в мире, а главным лекарством является распроданные любви человека не только на самого себя и свою семью, но на всех людей в равной степени.

Мо-цзы полагал, что если правитель будет относится к жителям другой страны как к своим собственным, то он не станет идти войной, разрушать и убивать. Именно любовь должна принести гармонию и благосостояние в общество.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис