Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнекитайская философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Древнекитайская философия
Определение 1

Древнекитайская философия – это период развития философской мысли в Китае с VI по II века до н.э. в который сформировались основные философские школы, определившие развитие Китая на века вперед.

Общая характеристика и основные школы

Философия Китая формировалась в особый период в истории этого государства, в эпоху Чжаньго, когда власть императорской династии ослабла и многочисленные местные правители, и полководцы начали рвать страну на части, сражаясь между собой. В этот крайне непростой период как правителям Китая, так и простым людям были крайне необходимы мировоззренческие и философские основания, которые позволили бы обозначить выход из тупика междоусобных войн к гармоничному и процветающему существованию. Ответом на данный запрос стало формирование и расцвет многочисленных школ и течений древнекитайской философии, которые боролись и конкурировали друг с другом.

Помощь со студенческой работой на тему
Древнекитайская философия

Специфика времени диктовала и содержательные особенности философии древнего Китая, она может показаться достаточно приземленной, в ее центре вопросы этики, политики, общества. Высшей ценностью, главной мудростью становится искусство управления, которое ставится выше чем любое другое. Онтологическая и гносеологическая проблематика хотя и рассматриваются в ряде школ, но отодвинуты на задний план более актуальными вопросами.

К числу основных направлений китайской мысли в данный период можно отнести:

  • конфуцианство,
  • даосизм,
  • легизм,
  • моизм,
  • школу имен,
  • школу инь-ян.

Конфуцианство, легизм и моизм

Центральной проблемой, на решение которой была нацелена китайская философия, была проблема управления, выбора таких его принципов и правил, при которых государство бы процветало, а народ жил в гармонии и мире. Однако пути достижения, равно как и конечный образ цели в различных школах весьма отличались друг от друга. В наибольшее степени они раскрыты в рамках конфуцианства, легизма и моизма.

Конфуцианство возникло раньше других школ, его основателем является легендарный Кун-цзы (Конфуций). Конфуций происходил из аристократического рода и занимал значительные административные должности, хотя в ранние годы жизни ему пришлось пережить нищету, однако в своей философии он отстаивал традиционные патриархальные ценности, а также стремление к упорядочиванию сущего, подчинения социальной жизни жестко определенному порядку вещей, в центр которого помещался этический вопрос.

Замечание 1

Главными категориями конфуцианства выступают чжун и вэнь. Чжун – это принцип преданности, согласно которому младшие должны всегда подчиняться старшим. Как дети подчиняются своим родителям, так и подданные должны подчиняться правителю, а тот в свою очередь заботиться о ним.

Большое внимание Конфуций уделял внутренним, моральным качествам человека. Понятием вэнь он обозначал проявление в личности шести главных качеств:

  • Жэнь – милосердие и долг;
  • И – справедливость;
  • Ли – стремление следовать обычаям;
  • Чжи – мудрость;
  • Синь – добросовестность.

При этом вэнь обозначает объединение природного и социального в человеке, союз воспитания и врожденного благородства.

Легизм зародился позднее конфуцианства и изначально конкурировал и боролся с ним. Его основные представители Гуань Чжун, Хань Фэй и другие. Идеи легизма во многом схожи с конфуцианством, он также стремится к упорядочиванию и регламентации всех сторон китайского общества, однако ставит в центр своей философии не этику, не благородство человека, а закон и его неукоснительное соблюдение всеми жителями поднебесной, кроме императора, который этот закон олицетворяет.

Именно в легизме были разработаны многие принципы китайской бюрократии, воплощенные позднее на практике, такие как замена аристократии назначаемыми чиновниками, равенство в возможностях при притязании на должности, необходимость доказывать свое право на привилегии военной или гражданской службой и другие. При этом философия легизма предполагает, что народ следует держать в жесткой узде, так как бедными и необразованными людьми куда проще управлять чем просвещёнными. Позднее легизм объединился и дополнил конфуцианство, а многие его принципы были реализованы в официальной идеологии Китая.

Моизм также появился вскоре после конфуцианства, его главным учителем стал Мо-цзя, происходивший из среды служилых людей. Моизм находился на другом полюсе относительно конфуцианства и легизма. В данной философии отстаивались главным образом интересы простых людей, а главным принципом была провозглашена любовь к ближнему, равное отношение и любовь ко всем людям. Именно любовь по мнению Мо-цзы могла остановить войну и принести гармонию в общество.

Даосизм и школа Инь-Ян

Онтологические аспекты древнейкитайской философии наиболее полно раскрыты в школах даосизма По данной теме мы уже выполнили реферат Основные категории даосизма подробнее и Инь-Ян-цзя.

Основателем даосизма является легендарный Лао-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Полотические идеи Лао-цзы подробнее , для которого в настоящее время найдено не менее трех исторических прототипов. Главными понятиями школы являются дао и дэ. Дао есть путь и сущность бытия, дао существовало до самого мироздания и богов и создало их, равно как продолжает воздействовать на мир и проявляться в нем. Дао предстает чем-то вроде космического закона, естественного порядка вещей, который невозможно охватить умом или дать ему определение, т.к. любое высказанное слово тут же становится ложью. Дэ представляет собой вторичную категорию – это и способ при помощи которого дао проявляется в мире, а также способ с помощью которого человек может постичь дао, приблизиться к нему.

Дао соединяет в себе противоположности всего сущего, при этом они не противостоят друг другу, как в западной диалектике, а находятся в гармонии. Следование дао через реализацию у-вей (недеяние) приносит гармонию, в то время как направленное действие разрушает его, потому человеку следует отказаться от поисков мудрости или попыток усовершенствования мира, а положиться на волю дао.

Школа Инь-Ян является одной из наиболее древних, однако до наших дней ее положения дошли лишь в рамках иных школ – даосизма, конфуцианства, а также в магических и астрологических практиках. Философы данной школы выводили бытие из гармонии двух сущностей темного (инь) и светлого (ян), которые объединяясь образуют пять элементов - металл, огонь, воду, дерево и землю. Взаимоотношения элементов их взаимная смена друг друга регламентирует все происходящие на земле процессы.

comments powered by HyperComments