Философия Древнего Востока выработала свою специфическую методологию. Этому способствовали размышления на онтологические и космогонические темы. Мыслители Древнего Востока задавались вопросами не только о первоначале и устройстве мира, но и о сознании, процессах мышления и познавательных методах.
Праманавада – это обобщенное обозначение индийской логики. Дословно переводится как инструмент познания.
В Праманаваде присутствует четыре основных термина:
Среди этих терминов ключевую роль играет первый, означающий инструмент познания, инструмент для сверки данных, полученных в ходе исследовательской, мыслительной деятельности. Основные праманы: восприятие, сравнение или аналогия, авторитетное суждение и вывод.
Каждая из школ индийской философии отдавала предпочтение определенной комбинации праманов, логических методов познания:
В джайнизме По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее методы познания делились на опосредованные (четыре вышеперечисленных метода) и непосредственные (различные виды интуиции).
Индийская логика имела целью не только разработку методологии познания, но и обретение истинного знания, способствующего к морально-нравственному совершенствованию. Посредством обретения истинного знания человеком может быть достигнут выход из «колеса перерождений».
Логическое учение в древнекитайской философии носит характер протологического. Оно так и не достигло классической для логики формы. Причиной слабого развития абстрактного мышления стало недостаточное внимание к математике, к дедуктивному и индуктивному мышлению в интеллектуальной среде Древнего Китая.
Логика связывается с проблемами лингвистики, именования и теории видения дискуссии. Чаще всего разработчиками вопросов логики в рамках китайской философии называют моистов и школу имен.
Первым китайским логиком называют Хо Ши ($350-260 гг. до н.э.$), представителя школы имен. Имя для него – это отражение в слове характерных свойств предмета или явления, которое происходит при сравнении с другими предметами и явлениями. При этом древнекитайский логик делает акцент на том, что чувственно доступные характеристики не отражают суть предмета. Хо Ши известен как создатель логических апорий. Ему приписывается десять парадоксальных суждений. Другой древнекитайский логик Гунсунь Лун ($325-250 гг. до н.э.$), живший в одно время с Хо Ши, изучал суть логических связок в предложении, разрабатывал метод исследования по аналогии.
В рамках древнекитайской логики существовала своя концепция диалектики. Ее создатель уже указанный выше Хо Ши. Китайская диалектика отличается от привычной, европейской.
Логика и диалектика здесь взаимосвязаны. Наличие диалектики основывается на присутствии противоречия и тождества. В китайском языке отрицание имеет двусмысленный характер, где нельзя точно понять идет речь о противоречии или о противоположности. Понятие тождества передается через использование иероглифа «тун». Этот иероглиф одновременно имеет значение и как тождество, и как подобие. «Тун» имеет четыре разновидности:
Китайские логики предложили и четыре термина, отрицающих разновидности тун:
Китайские логики не проводили строго разграничения понятий противоречие и тождество, не соблюдали оппозицию общего и частного при классификации, поэтому их диалектические построения носили специфический характер.