Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Умопостижение: его пределы и методы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / История Восточной философии / Умопостижение: его пределы и методы
Умопостижение: его пределы и методы

Философия Древнего Востока выработала свою специфическую методологию. Этому способствовали размышления на онтологические и космогонические темы. Мыслители Древнего Востока задавались вопросами не только о первоначале и устройстве мира, но и о сознании, процессах мышления и познавательных методах.

Логика и методология индийской философии

Определение 1

Праманавада – это обобщенное обозначение индийской логики. Дословно переводится как инструмент познания.

В Праманаваде присутствует четыре основных термина:

  1. прамана (правильный),
  2. прамея (объект),
  3. праматри (субъект),
  4. прама (действие и результат).

Среди этих терминов ключевую роль играет первый, означающий инструмент познания, инструмент для сверки данных, полученных в ходе исследовательской, мыслительной деятельности. Основные праманы: восприятие, сравнение или аналогия, авторитетное суждение и вывод.

Помощь со студенческой работой на тему
Умопостижение: его пределы и методы

Каждая из школ индийской философии отдавала предпочтение определенной комбинации праманов, логических методов познания:

  • материалистические школы (чарвака и локаята) за основу познания берут восприятие;
  • школа санкхья – восприятие, вывод и авторитетное свидетельство;
  • буддизм и школа вайшешика – сравнение и восприятие;
  • школа ньяя – все четыре;
  • школа миманса к указанным четырем праманам добавила еще одну – допущение или гипотеза;
  • школа веданта увеличила число методов до шести, прибавив к пяти праманам мимансы отсутствие.

В джайнизме По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее методы познания делились на опосредованные (четыре вышеперечисленных метода) и непосредственные (различные виды интуиции).

Индийская логика имела целью не только разработку методологии познания, но и обретение истинного знания, способствующего к морально-нравственному совершенствованию. Посредством обретения истинного знания человеком может быть достигнут выход из «колеса перерождений».

Логика и методология китайской философии

Логическое учение в древнекитайской философии носит характер протологического. Оно так и не достигло классической для логики формы. Причиной слабого развития абстрактного мышления стало недостаточное внимание к математике, к дедуктивному и индуктивному мышлению в интеллектуальной среде Древнего Китая.

Замечание 1

Логика связывается с проблемами лингвистики, именования и теории видения дискуссии. Чаще всего разработчиками вопросов логики в рамках китайской философии называют моистов и школу имен.

Первым китайским логиком называют Хо Ши ($350-260 гг. до н.э.$), представителя школы имен. Имя для него – это отражение в слове характерных свойств предмета или явления, которое происходит при сравнении с другими предметами и явлениями. При этом древнекитайский логик делает акцент на том, что чувственно доступные характеристики не отражают суть предмета. Хо Ши известен как создатель логических апорий. Ему приписывается десять парадоксальных суждений. Другой древнекитайский логик Гунсунь Лун ($325-250 гг. до н.э.$), живший в одно время с Хо Ши, изучал суть логических связок в предложении, разрабатывал метод исследования по аналогии.

В рамках древнекитайской логики существовала своя концепция диалектики. Ее создатель уже указанный выше Хо Ши. Китайская диалектика отличается от привычной, европейской.

Логика и диалектика здесь взаимосвязаны. Наличие диалектики основывается на присутствии противоречия и тождества. В китайском языке отрицание имеет двусмысленный характер, где нельзя точно понять идет речь о противоречии или о противоположности. Понятие тождества передается через использование иероглифа «тун». Этот иероглиф одновременно имеет значение и как тождество, и как подобие. «Тун» имеет четыре разновидности:

  • совпадение,
  • повторение,
  • единотелесность,
  • родственность.

Китайские логики предложили и четыре термина, отрицающих разновидности тун:

  • несовпадение,
  • удвоение,
  • неединотелесность,
  • неродственность.
Замечание 2

Китайские логики не проводили строго разграничения понятий противоречие и тождество, не соблюдали оппозицию общего и частного при классификации, поэтому их диалектические построения носили специфический характер.