Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема ценностей в философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Проблема ценностей в философии
Содержание статьи

Понятие ценности в философии

Определение 1

Ценность – это соотношение между тем, что есть объект, и тем, каким он должен быть по представлению субъекта.

Если эти параметры совпадают, то объект приобретает ценность для субъекта, он считается хорошим и ценным, если же объект не отвечает предъявляемым требованиям, то он считается безразличным или ценностно нейтральным.

Стоит учитывать, что ценность не равна представлению истины, а противопоставляется ей. Истина отражает действительное положение вещей, реальные свойства объекта, что находит выражение в характеристиках объекта, его описании, в то время как ценностное отношение – в оценке и лично значимых основаниях. Ценность является универсальной категорией, такой же, как истина, поскольку любая деятельность человека невозможна без совершения оценок, использования таких слов, как «хороший», «плохой», «основное», «второстепенное», «правильный» и т.д.

Понятие ценности менялось на протяжении времени. В Древней Греции ценность связывали с материальными качества, т.е. это нечто, что можно продать и получить за это средства, значит, это ценно. Таким образом, в античной философии ценность связывалась прежде всего с категорией блага. Философы также начали использовать понятие ценности шире. Они рассматривали ценность как то, что в принципе может быть полезно, принести добро и пользу.

В традиции Древней Греции ценность оказалась связана не только с личным благом человека, но и с благом коллектива. Аристотель вслед за Платоном считал, что имеет ценность то, что приближает человека к его цели, соответственно, с ценностью стали сопрягаться слова «цель» и «целеполагание».

В эпоху Нового времени понятие ценности вновь получает звучание. На волне гуманистической философии происходит обращение к человеку, морали и нравственности. Ценность понимается как категория, показывающая важность и значимость не только объекта, но и человека. Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее писал, что «пусть люди… ценят самих себя как угодно высоко, их истинная цена не выше той, в которую их оценивают другие».

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, ценность представляет собой многозначное понятие, которое можно представить в следующих аспектах:

  • оценивание объекта или действия, что, что значимо для человека или группы лиц;
  • ценность как философско-моральная категория – «этические ценности» (сострадание, любовь, доброта, жалость и т.д.).

Ценность и благо

Если в ранней философской трактовке ценность понималась как любой объект, имеющий значение / ценный с точки зрения рыночных отношений (купли-продажи), то с развитием теории ценностей стали различать понятие собственно ценности и блага. Ценности все больше мыслятся как философские категории, этические или эстетические ценности, ценности культуры. Это то, что было приобретено и усвоено из социально обобщенного опыта человечества, приобрело стабильность, является признанным и желаемым образцом. В таком виде ценность становится критерием постановки и выбора целей, действий и ожидаемых результатов. Каждое общество имеет свои главные цели, члены этого общества, в целом, их разделяют.

Я. Фриз, И. Гербарт понимали под ценностями именно социальные образцы поведения, на которые в основном отпираются выносимые оценки. Риккет также под ценностями подразумевал образцы, которые являются общезначимыми или трансцендентальными. При этом Риккет подчеркивал, что необходимо отличать ценности от блага, в котором последние могут воплощаться. В обычном словоупотреблении ценности и блага смешиваются и вводят в заблуждение. Блага представляют собой вещественные носители, предметы, в которых воплощаются ценности. Однако такое смешение приводит к снижению статуса самих ценностей в обществе, их релятивистское (относительное) понимание вследствие отождествления философско-моральных категорий и материальных ценностей. Такая ситуация может привести к формированию догматизма, когда в обществе происходит не различение ценности и блага, которое традиционно за ней закрепилось, в форме которого она воплощается слишком долгое время.

Наиболее ярким примером может быть ценность благополучия, которую часто воплощают в деньгах. Во многих обществах на протяжении истории количество денежных средств напрямую связывалось с добром и благополучием человека, однако личная удовлетворенность человека своей жизнь, его счастье, как известно, от количества денежных средств не зависят.

Целостность человека и проблема ценностей

Проблема связи ценностей и целостности человека приобрела особую актуальность в существующих исторических и культурных условиях, когда на повестку дня вышел релятивизм и постмодернизм, а человек живет в условиях отсутствия четко выраженной системы нравственных координат.

В этой сложной обстановке личностные ценности человека могут быть тем якорем, который не даст ему погрузиться в хаос сегодняшнего мира. Они выступают связью между реальными и идеальными аспектами бытия, на подсознательных началах человек всегда будет стремиться в своей деятельности и своих оценках к заданному ему началу-идеалу. Только через реализацию имеющихся ценностей человек способен раскрыть всю глубину собственного существования. Ценности как бы стягивают все духовные явления и духовное многообразие к разуму человека, заставляя его чувствовать и вырабатывать собственное личностно-эмоциональное отношение к миру.

Наличие ценностей у человека показывает его небезразличие по отношению к окружающему его миру, к нему самому и другим людям. При этом ценностное отношение предполагает наличие двух компонентов:

  • процессуальный (динамический)
  • содержательный

Выработка определенного отношения к другому объекту предполагает действие (процесс) по оцениванию его и соотнесению с собственной системой ценностей, а содержательный компонент определяет характер самой оценки. Таким образом, ценности не существуют сами по себе, а всегда отражают связь «объект-субъект».

Ценности выступают как важнейший фактор самоорганизации человека, фактор проявлении его волевых качеств, как личностный ресурс, являющийся детерминантом целей, действий, что определяет образ жизни человека.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис