Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)

Нравственность и искусство

Определение 1

Нравственность – это моральное качество любого человека, некоторые правила, которыми руководствуется индивид, совершая тот или иной выбор.

Определение 2

Мораль – это представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, принятые в рассматриваемом обществе.

Из истории нравственных учений можно вывести, что добро и прекрасное, как этические категории, часто отождествляли. Даже в Средние века, когда красота рассматривалась как искус, имелась в виду лишь «земная» красота, то есть неистинная. Ей противопоставлялась истинная красота – «небесная», - которая связана с моральным совершенством.

Готовые работы на аналогичную тему

Близость нравственности и искусства можно доказать тем, что этические труды часто созданы в художественной форме, а многие представители искусства вместе с тем и мыслители-этики. Например, Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.

Однако, объективный процесс дифференциации форм общественного сознания помог формированию радикальных вариантов, когда мораль и искусство были рассмотрены в качестве абсолютно автономных. В художественной среде бытует мнение, что художник самодостаточен и не нуждается ни в каких нравственных ограничениях, а искусство существует ради искусства. Крайний случай – это утверждение противостояния морали и искусства.

Нравственность и политика

Определение 3

Политика – это властный способ управления. В узком смысле, политика – это управление государством.

Впервые исследование связи политики с этикой было предпринято древнегреческим философом Аристотелем в 4 в. до н.э. Он рассматривал человека как общественное животное, видя в государстве источник нравственности и считая этику составной частью политического искусства. Осознавая относительную самостоятельность нравственности, ее специфические задачи, он выдвигал требование гармонии интересов государства и граждан.

Известен и ряд других точек зрения на данную проблему. Например, древнекитайские легисты, западноевропейские мыслители Нового времени, и другие стремились к подчинению нравственности политике. Они считали политический аморализм и цинизм вполне естественными, а также нормой считалась практика двойного морального стандарта, оправдывая любые средства, которые якобы ведут к благой цели.

Нельзя отрицать существование тесной взаимосвязи нравственного и политического развития общества. Нравственность влияет на политику посредством моральной оценки, общественного мнения, основываясь на высших идеалах и целях общества. В свою очередь политика воздействует на нравственность, раскрывает обществу его конкретные ежеминутные социально-политические интересы.

Нравственность и религия

Нравственная и религиозная деятельность в истории культуры долгое время считались тождественными. Заповеди Бога приравнивали к моральным нормам, а богоугодные дела к добрым поступкам. Такой подход объяснялся:

  • во-первых, нравственность и религия выступают регуляторами человеческого поведения в социуме, то есть выполняют схожие социальные функции;
  • во-вторых, схожи способы регулирования. Нравственные и религиозные требования характеризуются категоричностью, универсальностью;
  • в-третьих, главным стимулом нравственного и религиозного поведения выступают духовные ценности, откуда следует знаковость понятий долга, идеала и пр. для светского и верующего человека.

Также следует сказать, что и для нравственности, и для религии большое значение имеет эмоциональная сфера. Вера и глубокие переживания характерны и нравственной, и религиозной жизни.

Принципиальным отличием является то, что для нравственности конечная цель – человек, а для религии – Бог. Еще одно принципиальное отличие религии – это наличие системы ритуальных действий, а также существование организационных структур (церквей) и специального аппарата священнослужителей. У нравственности нет институтов, и ориентируется она преимущественно на мнение морального авторитета.

Нравственность и наука

Вопрос соотношения науки и нравственности имеет две стороны: нравственно-содержательную и формальную.

Первая затрагивает значение нравственности для науки, а именно важность моральных принципов для ученого.

Для науки главной является информация об изучаемом объекте, а не отношение к нему людей или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя некоторой дистанции от изучаемого объекта. Субъективность в процессе познания часть приводят к ошибкам и поэтому должны быть исключены или сведены к минимуму. Для ученого высшей нравственной ценностью выступает объективная истина, то есть адекватное отражение действительности. С этой ценностью связывают ряд нравственных принципов: честность, добросовестность, безукоризненное следование профессиональному долгу. Многие выдающиеся исследователи своей жизнью показывают пример такого повеления.

Второй аспект затрагивает значение науки для нравственности, а конкретнее – возможность научно обосновать нравственные принципы и создать научную теорию нравственности. Желание философов подняться над чужими мнениями, найти общезначимые основания нравственных требованиях, и вызвали формирование этики. Этика – это тип гуманитарного знания. Как и любая наука, она обладает собственным понятийным языком, предметной областью исследования и методами.

Нравственность и экономика

Аристотель, раскрывая сложную структуру экономики, признал нравственную неравноценность производства, торговли и ростовщичества. Он считал приемлемым с этической точки зрения только производство. В Средних веках также осуждалось простое «деланье денег». Августин По данной теме мы уже выполнили реферат Аврелий Августин подробнее и Фома Аквинский По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее считали получение прибыли от торговли и выдачу денег под процент аморальными. Из-за этого банковская деятельность в Европе была сосредоточена в руках представителей других религий.

Светская версия протестантской этики стала важной составляющей современной западной экономической культуры. Большая роль принадлежит пониманию взаимосвязи экономического успеха и общественного блага, что получило отражение в трудах французских материалистов, немецких классиков, марксистов и ряде этических концепций ХХ века.

Нравственность и право

Нравственность и право в качестве форм общественного сознания между собой имеют ряд общих черт, так как выполняют схожие функции, например, регулирование поведения людей в социуме.

Основные различия между ними состоят в способах, которыми они регулируют поведение людей.

Нормы права:

  • четко и подробно фиксируются в специальных документах;
  • исполнение норм права обеспечивают меры принуждения посредством специального аппарата правосудия;
  • правосудие осуществляют должностные лица – прокуроры, судьи и пр., в специальных учреждениях – судах, тюрьмах и пр.

Нормы нравственности:

  • не имеют четкого определения;
  • поддерживаются общественным мнением или личными убеждениями человека;
  • неофициального, рекомендательного характера, их нарушение никто не наказывает, но осуждают, причем способ осуждения может осуществлять любой человек или целостное общество.