Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия науки и техники

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия науки и техники
Определение 1

Философия науки и техники – это разделы философии, рассматривающие проблемы науки и техники, их цели и задачи, место в человеческой культуре, потенциальные возможности и угрозы, перспективы развития.

Развитие науки и философии науки

Стремление к познанию окружающего мира, представляет собой насущную потребность не только для человека, но и большинства живых существ, поскольку только познание, т.е. распознавание значимых свойств предметов и явлений, связей между ними способно обеспечить выживание живого существа, его приспособление к динамичным условиям окружающей среды. Однако уровни познания человека и животных крайне различаются. По способности воспринимать и реагировать на внешние раздражители ученые выделяют несколько стадий развития психики:

  • элементарно-сенсорную,
  • перцептивную,
  • интеллектуальную.

На элементарно-сенсорной стадии живое существо реагирует лишь на биологически значимые для него стимулы (свет, тепло, пища и т.д.). На перцептивной способно отражать биологически нейтральные объекты и устанавливать их связи с биологическими значимыми (тень-опасность, свет-пища и т.д.). И лишь на интеллектуальной стадии можно говорить о простейших формах познания как таковых, когда животное способно воспринимать сложные связи между предметами и явлениями и также строить прогнозы (решение интеллектуальных задач крысами, воронами, обезьянами). При этом в естественной среде процесс познания природы как у животных, так и человека не выходит за пределы его потребностей и непосредственного опыта. Получаемые знания передаются из поколения в поколение, в силу их практической необходимости, значения для выживания индивида, рода, племени, функционирования общества, государства.

Данный период в развитии познания называют донаучным. Донаучный период в Европе продолжается до времен античности и становления математики как научной дисциплины, а на Востоке вплоть до средневековья. Специфика донаучного периода в том, что хотя накоплен значительный пласт знаний и существуют даже специальные институты по изучению мира (астрономические обсерватории др. востока, средневековые лаборатории алхимиков и т.д.), нет самой науки как системы организации знаний, их единообразия, сохранения, критического осмысления. Знания, полученные отдельным лицом, или передаваемые в среде узкой группы лиц (жреческого культа напр.) могли быть легко потеряны.

Готовые работы на аналогичную тему

В античном мире, благодаря становлению философии, ее критического аппарата, а также логики, как «языка науки», произошло становление и науки как таковой. Однако из-за специфики мировоззрения античных людей, а именно жесткого противопоставления мира живой природы, миру «мертвого» искусства, мастерства, знания, абстрактных идей, единственной полноценной наукой античности оставалась математика, в то время как естественные науки находились все еще на донаучном этапе.

Преодоление данной позиции произошло уже в Новое время, с выходом философии из узких рамок схоластики, происходит расцвет и науки, становление естественных дисциплин. Развитие естественных наук, применение получаемых знаний на практике повлекли за собой выделение технических, инженерных дисциплин, рассматривающих вопросы техники и технологии. А в рамках философии выделилась и философия науки, ставящая перед собой задачи критического переосмысления научного и философского знания, его очищения от метафизики и ненадежных данных с помощью различных процедур – верификации, фальсификации, демаркации и т.д.

Становление философии техники

Определение 2

Техника в широком смысле включает в себя всю совокупность приспособлений, созданных и используемых человеком для удовлетворения его потребностей.

Техника сопровождает человека на всем пути его исторического развития, согласно ряду философских концепций именно техника и техническое развития представляют собой детерминанты развития человека и общества. Простейшие образцы развития техники – инструменты и предметы труда первобытных людей – ножи, скребки, иглы и т.д.

Несмотря на неотъемлемый характер техники в человеческой цивилизации, философское осмысление ее роли и значения произошло сравнительно поздно, с становлением технических наук. В качестве основных этапов развития философии техники выделяют:

  • донаучный (до середины 18 в.);
  • становления технических наук (18-19 века);
  • классический (до сер. 20 века);
  • современный.

Значение техники в жизни человека и общества неуклонно растет. Если в донаучный период техника играет роль лишь усилителя естественных возможностей человека, дает ему дополнительные расширенные возможности, то уже в классический период техника начинает образовывать с человеком производственное единство, в котором человек включается в цепь деятельности как управляющее звено, оператор деятельности техники, а на современном этапе с разработкой автоматизированных систем и искусственных интеллектов, человек может и вовсе выноситься за рамки деятельности, отдавая их на откуп технических устройствам.

При этом техника меняет и среду обитания человека с естественной, где он находится в постоянном взаимодействии с естественной природой, на техническую, в которой человек может вообще не вступать во взаимодействие с природными факторами.

Основные философские проблемы науки и техники

Бурный расцвет научно-технического знания и прогресса, подкрепленный философией просвещения, позитивизма, гносеологического оптимизма, создал человеческую установку, на бесконечное могущество способности к познанию и управлению миром, решению возникающих проблем через изобретение новых технических средств, будь то инструменты, приборы, транспорт, лекарственные средства или вооружение.

Вместе с тем, развитие науки и техники несет в себе и определенные риски. Часть данных рисков связана с недобросовестным использованием плодов прогресса в военных и террористических целях. Не меньшую проблему представляет собой способность человека вмешиваться в естественные, природные процессы, для решения собственных проблем, без комплексного учета всех последствий подобного вмешательства, которые способны повлечь локальные и глобальные экологические катастрофы. Наконец темпы развития науки и техники во много раз превышают темпы развития самого человека, как физиологического, так и психологического. Как следствие возникают новые, порожденные непривычными условиями жизни заболевания, распространение психических расстройств, изменение поведенческих стереотипов и социальной структуры общества, под воздействием новой информационной среды его обитания.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис