Китайская философия – это одна из важнейших составляющих восточной философии, оказавшая значительное влияние на развитие философских идей во всем азиатском регионе.
История развития
Рассматривая китайскую философию в историческом разрезе можно выделить несколько периодов в процессе ее развития и становления:
- дофилософский (ранее VI века до н.э.);
- древняя китайская философия (VI-II века до н.э.);
- средневековая философия (II век до н.э.-X век н.э.);
- философия китайского нового времени (X-XVIII века);
- современная китайская философия (XIX-XXI века).
Дофилософский период характеризуется формированием религиозно-мифических представлений и систем древнего Китая, наиболее значимыми из которых являлись культ Неба и культ предков. Данные культы в более поздние периоды оказали значительное влияние на идеи китайской философии проявившись в большинстве школ. В тоже время в данный период было заложены такие базовые философские понятия Китая как инь и ян, хэ (гармония).
Период древний китайской философии приходящийся на эпоху воинствующих царств (Чжаньго), часто называют золотым веком китайской философии, в связи с максимальным плюрализмом философских школ и течений. Сложная и тяжелая эпоха междоусобиц сформировала запрос на такую философию, которая смогла бы привести Китай к гармонии и процветанию и различные школы пытались выработать собственные системы для достижений этой цели. Наиболее известными школами данного периода являются:
- конфуцианство,
- даосизм,
- легизм,
- моизм,
- школа имен,
- школа инь-ян.
Средневековый период начинается с объединения Китая под знаменем Цинь Шихуанди. Единая страна нуждается в единственно верной философии, а потому между оставшимися тремя наиболее крупными школами – легизмом, даосизмом и конфуцианством, разворачивается напряженная борьба за власть. В качестве государственной идеологии устанавливается конфуцианство, которое дополняется многими идеями легизма. Даосизм хотя и терпит поражение, но не исчезает, а уже во втором веке н.э. оформляется в мистико-религиозное учение, которое распространяет свое влияние как в северном, так и в южном Китае. В это же время в Китай попадает буддизм, который оказывает влияние как на развитие даосизма, так и конфуцианства.
В новое время происходит окончательное закрепление конфуцианства в качестве идеологической и религиозной системы, его догматизация. Конфуций сначала получает высший государственный ранг, а после и вовсе обожествляется, его почитание становится важнейшим элементом Китайской религиозной практике. В этот период в Китай проникает и христианство, которое также оказывает воздействие на формирование философии, принеся с собой идею о дуалистическом характере мира. В этот период получают развитие нартурфилософские системы, описывающие возникновение, строение и законы функционирования вселенной. После захвата Китая монголами и установления новой династии, даосизм прежде имевший значительное влияние начал подвергаться гонениям, причем как со стороны новой власти, которая была чужда его мистическим принципам, так и со стороны китайских патриотов, которые обвиняли даосизм в ослаблении нации приведшем к поражению перед монголами.
Современная китайская философия берет свое начало уже в XIX веке, когда Китай оказался втянут в западную экспансию, а взаимоотношения с европейскими державами стали достаточно интенсивными чтобы разрушить культурную изоляцию Китая. Это период кризиса традиционной китайской философии на фоне огромного социально-технологического отставания Китая от запада, попыток переосмысления и поиска новых философских оснований, которые в той или иной мере продолжаются по настоящее время.
Особенности китайской философии
Китайская философская мысль обладает рядом специфических особенностей, которые резко отличают ее от философских идей запада. Одной из таких особенностей является преобладание этико-социальной проблематики в философии над онтологической и гносеологической. Вопросы взаимоотношений между людьми, человеческого поведения и его детерминант, воспитания и управления, в том числе государственного, являются первостепенными для китайской философии, им же отдается предпочтение со стороны властей в сравнении с учением о бытии и происхождении вещей.
Тесно связанной с эти оказывается особенность цзя и цзяо, т.е. двойственного философско-религиозного характера учений Китая. В отличии от Европы в Китае философия и религия не противопоставляются друг другу, а рассматривается как две стороны одной монеты. Цзя – учение истины которого открыты для мудрецов и развиваются ими, а цзяо – это ритуализированная мистическая форма изложения основ учения, которая доступна для понимания основному населению страны, вместе они формируют единое философское пространство.
В целом в философии Китая отсутствует понятие дуализма, не только в паре знание-вера, но и вообще. Философия Китая проникнута диалектичностью, в каждом явлении мудрецы видят существование двух или больше сторон, однако они не борются и не противопоставляются друг другу, а напротив находятся во взаимодействии и способны заменять друг друга (инь и ян).
Другой характерной особенностью является натурализм китайской философии. Мир не распадается для китайских мудрецов на идеальный и материальный, они с одной стороны ограничивают себя природным, прагматическим аспектом, а с другой не уходят в полный материализм, поскольку мистико-духовная составляющая оказывается неотделимой от природы.
В отсутствие идеалистической философии многие исследователи видят причину неразработанности логического аппарата китайской мысли. Протологика, возникшая в Китае, так и не смогла окончательно оформиться ее место заняла нумерология, в которой логические принципы заменены ассоциативными, символическими, эстетическими связями между числами и геометрическими фигурами.
Основные понятия китайской философии
Наиболее значимым понятием в китайской философии является дао. Данное понятие сложилось в рамках даосизма, однако было принято во всей философии Китая, в том числе и конфуцианстве. Дао понимается как «небесный закон» - некий принцип, сущность, которая имеет активный характер, возникла до появления самой природы и богов, и задала им форму и содержание. Все в мире совершается согласно принципу дао, он руководит всем, поэтому дао понимается также как путь.
Одной из важнейших категорий даосизма является у-вей – принцип «недеяния», который предполагает такой способ непреднамеренного существования, при котором все поступки человека полностью подчинены дао и не нарушают естественной гармонии вещей. В тоже время целенаправленные усилия идут в разрез с дао, а потому обречены на неудачу.
Универсальными для китайской философии являются понятия инь (темного) и ян (светлого). В ряде школ и практик они рассматриваются в качестве первооснов мира, от взаимодействия которых произошло все сущее.