Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Одна из важнейших категорий китайской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Китайская философия / Одна из важнейших категорий китайской философии
Одна из важнейших категорий китайской философии
Содержание статьи
Определение 1

Дао – одна из важнейших категорий китайской философии, раскрывающая подход к жизненному пути и морали, философский принцип.

Дао

Дао не только одна из основных категорий в китайской философии, но и одна из самых непростых. Ближайшие к нему категории – дэ «благодать» и ци «орудие». Термин дао использовали в даосизме По данной теме мы уже выполнили реферат Идеал человека в даосизме и конфуцианстве подробнее , конфуцианстве, неоконфуцианстве и других направлениях китайской философии, что дало основание для Хань Юя назвать его «пустой позицией», которая не имеет точного смысла.

Готовые работы на аналогичную тему

В конфуцианской классической книге «Шу цзин» дао определяется как «поведение», «путь государя и неба», в него включено понятие социальной и космической гармонии. В узком смысле дао первоначально обозначал движение звезд по небу, ход времени. Однако в китайской философии вскоре особо актуальным стал вопрос соотношения «человеческого» и «небесного», в результате чего дао выходит за свои границы и сближается с понятием цзи «предел».

В своем учении Конфуций сосредоточился на социальных ипостасях дао, в его состав он включал следующие понятия:

  • «сыновняя почтительность»;
  • «верность»;
  • «братская любовь»;
  • «гуманность»;
  • «знание».

В дао отражен исторический ход событий, являющийся благом для общества, и зависящий не только от предопределения, но и от самой личности. Носителем дао может быть человек, государство, общество в целом. Из-за этого дао также может быть разным: большим, малым, прямым, кривым, может быть дао «ничтожного человека» и «благородного мужа». Более того, в силу определенных обстоятельств дао вообще может быть утерян. Дао содержит все совокупность смысла человеческого существования, в идеале существует возможность его познать.

Последователи Конфуция придали дао универсальный характер, описали различия видов дао. Так, Дун Чжуншу писал, что «великий исток дао исходит из неба». Дао «благородного мужа» определяется как общекосмическая сила одного человека, «упрочивающаяся на небе и земле», которая материализуется в навях и духах и приводит к благодати. Дао – это подлинность, искренность, это то настоящее, что дает смысл всему происходящему, если обрести такую «подлинность», то возможно образовать триединство с Землей и Небом.

Если в конфуцианстве упор делался на социальную составляющую, и дао использовался для характеристики основных черт человека и его социального пути, то другую интерпретацию (с упором на небесную составляющую) высказывали в даосизме. Здесь сильнее представлено противопоставление «небесного» и «человеческого». Дао признается в качестве основы мира, «начала» и «матери», он предшествовал даже появлению «господа». Это таинство, которое невозможно точно определить, описать и дифференцировать. В позднем даосизме под дао понимается «отсутствие» / «небытие», конкретизация и субъекивизация, вплоть до того, что с ним связывается идея индивидуального эгоистичного прорыва «на небо», путь в личное бессмертие.

«Дао дэ цзин»

Одна их основных книг, раскрывающих понятие дао в даосизме, – «Дао дэ цзин» По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Даосизм. Диалектика в «Дао цэ дзин». подробнее , каноническая книга о дао и дэ, создание которой приписывается Лао-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Полотические идеи Лао-цзы подробнее . Ее написние традиционно относят к 6-5 вв. до н.э., но сейчас принято считать, что ее создали в 4-3 вв. до н.э.

Книга состоит из двух частей:

  1. «Дао цзин» - книга о дао;
  2. «Дэ цзин» - книга о дэ.

Книга написана ритмизованной прозой, т.е. она рифмована, в ней насчитывается 5 тыс. иероглифов. В «Дао дэ цзин» представлена концепция двух дао – дао «безымянного», которое порождает космос, и дао «именуемого», которое создает конкретные вещи. Дао здесь «путь», он предельно соотнесен с дэ «благодатью», «добродетелью», т. е. имеется связь между порождением / созиданием и определенными жизненными принципами. Здесь можно найти следы примитивной диалектики, а также натурализма, присущие философии того периода. Дао и дэ не только взаимно связаны, они взаимообусловлены и обладают свойством взаимопревращения и взаимопорождения. Это «движение и покой». Особое внимание в «Дао дэ цзин» уделено категории у вэй «недеяния», под которой понимается отсутствие целеполагающей активности субъекта в противовес его «естественности».

В качестве социального идеала «Дао дэ цзин» выдвигает маленькую патриархальную страну, значительно обособленную от других государственных образований. В книге превозносится простота и мудрость предков, их безыскусность и честность, как противопоставление конфуцианским По данной теме мы уже выполнили реферат философия конфуция подробнее социальным идеям, господству иерархии и ритуала.

Ван дао

Категория ванн дао представляет собой «путь совершенного правителя» и отражает идеал государственного правления. Впервые это понятие встречается в книге «Шу цзин», датируемой 6-2 вв. до н.э. Главными его характеристиками выступают «широта и величие», «правильность и прямизна». Правитель должен быть лишен порочности, личных привязанностей, пристрастий.

В понятии ван заключен титул верховного правителя, который несет в себе черты соединения небесного и человеческого, он посредник между разными силами, проводник между божественными небесными началами и Землей, которую можно понимать и как общество. В конфуцианстве делался упор не только на особую избранность правителя, получившего «мандат неба», но и на его большую ответственность и необходимость обладания особой благой силой дэ. В легизме же ван дао представлял собой путь к господству, в том числе при помощи любых, самых утилитарных, жестоких, но главное эффективных мер, главная цель его – укрепление государства и единоличной власти монарха. В результате появилось понятие ба дао – «путь деспота». Ван дао и ба дао стали противоположностями, что мы находим в книге «Мэн-цзы». Однако по своей сути они отражают разные подходы к государственному управлению: в ван нашли отражение гуманистическая установка, долг и справедливость, установка на человека с его талантами в качестве основы государственного управления, в ба дао основой выступает закон, благонадежность, следование правилам, твердое правление для установления спокойствия.

Замечание 1

Несмотря на классическое противопоставление ванн дао и ба дао, в последующем наметилось отрицательное отношение к ба дао, хотя отдельные его элементы были включены в ванн дао в позднем конфуцианстве.