К. Р. Поппер – австрийский и английский философ, разрабатывавший также вопросы социологии, политологии и психологии.
Биография Карла Поппера
Карл Поппер родился в 1902 году в Вене в профессорской семье. Его отец был юристом, а также преподавал в Венском университете. С самого детства Поппер оказался погружен в академическую среду, в его родительском доме была обширная библиотека, вместе с отцом он обсуждал вопросы социального и политического характера, а также философские труды как классиков, так и современных им мыслителей.
После войны Поппер поступает в Венский университет, где сосредотачивается на физико-математических дисциплинах. От матери Попперу досталась любовь к музыке, и именно в данный период он предпринимает попытки построить музыкальную карьеру, но вскоре прекращает их, считая, что не обладает достаточным талантом.
В период обучения Поппер также осваивает профессию краснодеревщика, подрабатывает, в качестве волонтера работает в детской клинике А. Адлера. Психоаналитическая теория и методы Адлера вызывают у Поппера не только интерес, но и значительное сомнение в степени их соответствия строгой науке. Заинтересовавшись данным вопросом он пристально изучает труды философов, психоаналитиков и признанных ученых, в частности Эйнштейна и пытается выявить критерии, указывающие на из коренные отличия.
В 1925 году Поппер оканчивает университет, и устраивается работать преподавателем в гимназию, а также женится. Его интерес к проблемам психологии выливается в докторскую диссертацию, которую он защищает в 1928 году. Начинается период активной творческой работы Поппера, он становится одним из наиболее известных австрийских философов, однако уже в 1937 году он вынужден эмигрировать. Философ имел еврейское происхождение и испытывал значительные опасения за собственную жизнь, а также жизнь своих близких в связи с нарастанием националистических и антисемитских настроений в Австрии. Воспользовавшись вакансией преподавателя в Новой Зеландии он покидает страну.
В университете Кентербери в Новой Зеландии Поппер никому неизвестен и в значительной степени ему приходится начинать с нуля и заново завоевывать авторитет как у коллег, так и у студентов, что ему вполне удается. Уже после окончания Второй мировой войны Поппер получает британское гражданство и переезжает в Лондон. Там он работает профессором и деканом в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1964 году Поппера посвящают в рыцари, он становится членом Королевского общества, получает ордена и награды.
Умер Поппер в 1994 году.
Основные его труды:
- «Открытое общество и его враги»,
- «Нищета историцизма»,
- «Объективное знание: эволюционный подход».
Основные идеи критического рационализма
Появившийся еще в студенческие годы интерес Поппера к вопросам различения научного и ненаучного знания вылился в создание теории критического рационализма. В ней Поппер предлагает новые способы разрешения двух наиболее актуальных философских проблем начала двадцатого века – демаркации, т.е. отделение истинного знания в науке и философии от фальсификации и метафизики, а также индукции, т.е. необходимости обоснования знаний и допустимости их обоснования за счет индуктивной логики.
В отличии от позитивистов и членов Венского кружка, Поппер полагает что индуктивные выводы являются ненужными для приращения научных знаний, более того знание как таковое в принципе не нуждается в каком-либо обосновании. В аргументацию собственной позиции он приводит тот довод, что указывая обоснование для какого-либо утверждения, ученый будет вынужден либо искать обоснование и для него, либо принять его априори, что делает требования обоснования знания иррациональным.
Критикую таким образом принцип верификации, предложенный Карнапом, Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. В отличие от Карнапа и логических рационалистов Поппер полагает, что объективно истинное знание существует, однако реальное знание доступное науке может как соответствовать, так и не соответствовать ему. Проверка соответствия должна происходить через фальсификацию, т.е. опровержение выдвинутой гипотезы в реальном, либо абстрактном эксперименте.
Таким образом, согласно Попперу источником знания становится не обоснование, т.е. реальный эмпирический факт, который человек может наблюдать в мире, а проблема, т.е. несоответствие между знанием и положением дел, которое приводит к выдвижению гипотез, их последовательной проверке и последующему выбору той гипотезы, которая оказалась наиболее неопровержимой.
При этом Поппер отделяет объективное знание как таковое и от реальности, и от самого субъекта исследования – он выдвигает гипотезу трех миров:
- мир физических объектов и состояний,
- мир психических явлений,
- мир объективного знания.
Эти миры взаимодействуют друг с другом лишь в одном направлении. Физические объекты воздействуют на психику человека, что в результате приводит к появлению объективного знания, которое существует в абстрактном пространстве и независимо от самого исследователя.
Социальная философия Поппера
В области социальных знаний Поппер знаменит благодаря концепции открытого общества, а также критике историцизма. Социальные идеи Поппера представляют собой перенос идей демаркации и фальсификации на социальные науки вообще и общественную практику в частности.
В своих работах Поппер указывает на невозможность вычисления неких законов, согласно которых общество должно развиваться в силу того, что их не существует. Напротив, развитие общества складывается хаотично в результате суммации усилий отдельных его членов.
В соответствии с принципом фальсификации Поппер пропагандирует создание такого общества в котором любой закон, постановление либо практика могут быть открыто и без ограничения подвергнуты критике, проверены и отменены. Политические элиты не должны обладать какими-либо преимуществами, а их смена должна происходить без кровопролития. Социальные реформы должны носить пошаговый и краткосрочный характер, т.е. быть нацелены на решение конкретных проблем, а не построение неких конструкций будущего.