Позитивизм - неопозитивизм
Одним из самых распространенных философских направлений в $XIX$ веке был позитивизм. Как отдельное философское течение, он сформировался в $30$-е годы прошедшего столетия.
В центре внимания позитивистов был поставлен вопрос о взаимоотношении науки и философии. Они считали, что всякое настоящее - это «полезное» (положительное) познание, которое может обретаться посредством деятельности отдельных особых наук, или их искусственного соединения.
Поэтому философия, которая рассчитывает на содержательное изыскание действительности, не имеет права на существование в виде особенной научной выдержки.
Позитивизм в собственном становлении прошел три этапа:
- Охватывает $30–40$-е годы $XIX$ века и неразрывно связан с философской школой его основателя О. Конта
- Вторая историческая форма позитивизма представлена эмпириокритицизмом и махизмом (Э. Мах ($1838–1916$), Р. Авенариус ($1843–1896$).
- Неопозитивизм дает тертий этап в развитии позитивизма и позиционирует себя в разных вариантах: закономерный позитивизм, философия лингвистического анализа либо лингвистическая философия и так далее. По сути, сущность неопозитивизма – это процедура смены разных методов анализа языка, которая движется от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.
Специфика неопозитивизма
Особая специфика неопозитивистских представлений неразрывно связана с идеей создания успешной методологии, исключив из нее понятие материи в его философском определении. Так, возникают призывы убрать из философии «метафизические» вопросы о действительности, о природе понятий науки. В конечном итоге, применяемые неопозитивистами определения получают только субъективистскую окраску. Они опровергают вероятность получения надежного познания не столько о явлениях широкого масштаба, сколько в отношении некоторых локальных обстановок, к примеру, дорожного несчастного случая, так как беспристрастную потребность в природе обнаружить просто невозможно.
Основная цель философии
Главная цель философии, вследствие этого, заключается в логическом анализе научного языка. В качестве средств этого анализа мыслители предложили взять математическую логику и аксиоматический способ.
Если рассматривать науку и философское знание, то философия призвана выполнить не разбор каких-нибудь точных научных доктрин, а сделать закономерный тест языка доктрины (совокупность готового познания). А потому, что всякая научная доктрина – система несовершенная, ее надлежит качественно заменить подходящей гипотетико-дедуктивной моделью. Аналогичная позиция ведет к другой крайности – абсолютизации способа аксиоматизации научных доктрин.
Базы закономерного позитивизма были разработаны деятелями Венского кружка в $30$-е годы $XX$ века. Данный кружок был основой деятельности таких научных работников и философов, как М. Шлик, Р. Карнап, А. Д. Айер и К. Гедель. Далее руководители кружка создали школы закономерного позитивизма в разных государствах, особо интенсивной их роль была в Великобритании и Соединенных Штатах. Один из важнейших вопросов закономерного позитивизма связан с исследованием принципа верифицируемости (выяснения) познания.
Согласно с ним, аспект ценности или же истинности познания состоит в том, что практическое значение эмпирического утверждения выражается посредством его верификации. Впрочем, практически никакая конечная верификация эмпирического утверждения невыполнима, потому как навык, который применяется для достижения желаемого результата, никогда не станет заключительным.