Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Неопозитивизм - современная философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Современная философия / Неопозитивизм - современная философия

Логический атомизм как исток неопозитивизма

Логический атомизм как философское направление возник в 20-е годы в Великобритании и разрабатывался Б. Расселом и Л. Витгенштейном.

Замечание 1

Центральной идеей логического атомизма было перенесение законов математической логики на язык философии, с целью создать идеальный язык и очистить философскую науку от всего ненаучного.

Рассел, как основоположник логического атомизма критиковал современную ему философию за излишнюю метафизичность, неспособность адекватно отразить научную картину мира, дать адекватный прогноз ее развития, за смешение научных и ненаучных представлений.

Причина столь бедственного положения философии с точки зрения Рассела находится в самом языке философии, а точнее его несовершенстве. В определенной степени Рассел продолжает линию, намеченную еще классиком английской философии Ф. Бэконом, который ратовал за предельную точность и простоту формулировок, отказа от обыденных значений, лишних понятий. Б. Рассел идет дальше, он выдвигает требование отказаться от любых многозначных и двояких понятий чье содержание не подкреплено фактами и не может быть истолковано однозначно.

Б. Рассел, а вслед за ним и Л. Витгенштейн начинают разработку идеального, атомарного языка, в котором главную роль играют атомы – отдельные слова, понятия, простые предложения, отражающие существование конкретного факта. Основными положениями, определяющими как структуру, так и систему взаимоотношений логического языка с наукой, являются:

  • в основе любого предложения, лежит атомарное предложение;
  • истинность предложения есть функция истинности его атомарных составляющих, а не связей и отношений;
  • атомарные предложения независимы и не связаны друг с другом;
  • мысль выражается только в осмысленном предложении.

Вместе с тем идея построения логически совершенного языка достаточно быстро терпит крушение, поскольку сама по себе не совместима с реальностью, однако многие положения логического атомизма вызывают живой интерес среди членов, так называемого «Венского кружка», в рамках которого уже формируется непозитивизм.

Замечание 2

Центральной темой дискуссий кружка, в который в разные годы входят Л. Витгенштейн, К. Поппер, А. Тарский, Р. Карнап, Г. Фреге, становится демаркация науки и философии, т.е. разработка надежной методологии, позволяющей отделить научное содержание философии от ненаучного, а также проверить на прочность сами научные теории.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках кружка был разработан принцип верификации, согласно которому любое теоретическое знание должно быть проверено на основании его сопоставлении с эмпирическими данными. Здесь наиболее сильно проявляют себя принципы логического атомизма, ведь верификация строится на собирании множества атомарных утверждений эквивалентных фактам, на основании которых уже производятся индуктивные выводы. Вместе с тем сам принцип верификации не может быть обоснован таким образом, в следствии чего с точки зрения неопозитивзма не является научным.

Концепция парадигм Томаса Куна

Альтернативой идее демаркации науки, ее верификации и фальсификации выступила концепция парадигм, предложенная Т. Куном, американским физиком и философом. Кун не дает четкого определения понятию парадигма, однако обозначил его содержание. Под парадигмой можно понимать определенную картину природы, мира, которая является самоочевидной и общепринятой на данный момент (например, парадигма божественного происхождения мира средневековья, механистическая парадигма нового времени, электромагнитная парадигма девятнадцатого века и т.д.), которая задает определенный круг проблем и вопросов.

Т. Кун обозначал основные научные задачи, возникающие в парадигме термином «головоломки». Пока ученые успешно решают «головоломки», происходит нормальное развитие науки, парадигма растет. Однако наступает момент, когда прибыток эмпирического знания становится слишком мал, а ученые натыкаются на все большее число аномалий, выходящих за рамки парадигмы. В этот кризисный момент происходит научная революция и смена парадигмы на более новую и адекватную реалиям.

Методология исследовательских программ И. Лакатоса

Вершиной развития теорий верификации и фальсификации стала методология, предложенная Имре Лакатосом, названная исследовательской программой. Центральным понятием методологии является определенная совокупность научных теорий и концепций которые связаны между собой методологической общностью и проходят проверку на научность/ненаучность собственных положений. Эта совокупность и называется исследовательской программой, которая содержит в себе два принципиальных элемента:

  • жесткое ядро, под которым понимается совокупность постулатов и основных теоретических положений программы;
  • защитный пояс, как ряд вспомогательных гипотез уточняющих, поддерживающих, и выходящих из постулатов жесткого ядра.

Именно на защитный пояс направлены основные усилия верификации программы Лакатоса. Защитный пояс должен модернизироваться, приспосабливаться под требования науки, и даже при необходимости выстраиваться заново. Его динамика управляется двумя принципами – положительной и отрицательной эвристикой, т.е. правилами, указывающими направления исследований, либо напротив направления в которых эти исследования проводиться недолжны.

Позднее Лакатос ассоциирует положительную эвристику с самим защитным поясом, рассматривая ее как методологию выдвижения вспомогательных гипотез, направленных на отражение критики и предвосхищение возможных аномалий, превращение последних в новые факты подкрепляющие жесткое ядро программы. В способности осуществлять подобные исследования Лакатос выделяет две тенденции развития исследовательских программ – прогрессивную и регрессивную. Прогрессивная тенденция обеспечивает постоянный прирост эмпирического знания и эффективно предугадывает аномалии, в то время как регрессивная не приносит новой эмпирики и объясняет возникающие факты с большим опозданием.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис