Ф. Ницше является немецким мыслителем, композитором, классическим филологом, поэтом. Он создал самобытное философское учение, носящее неакадемический характер, так как оно выходит за границы научно-философского общества.
Философская традиция Ницше включает в себя разные критерии оценки действительности, которые сомневаются в ключевых базисных основах существующих норм морали, культур, религий, общественно-политических отношений. Эта традиция нашла свое выражении в философии жизни.
Новаторство Ницше
Философия Ницше является новаторством в своем большинстве, а не продолжением существующих традиций. Он сделал совершенно иные выводы из теорий Шопенгауэра.
Так само, как Фейербах трансформировал философскую догматику Гегеля, Ницше радикально изменил и переосмыслил традицию Шопенгауэра о воле к жизни. Он отказался от сакральных аспектов данного учения и пришел к выводу, что подобной воли нет альтернативы, вследствие чего нужно возвысить ее, а не иллюзорно отрицать.
Тем не менее, такое переосмысление было не с ранних пор. Философская традиция Ницше имела огромное количество разнообразных трансформаций. Например, на начальном этапе его личностного становления философии вообще не было в его планах.
Дионисийское и аполлоническое начала
Изначально философия мыслителя была пропитана гармоническим сосуществованием дионисийского и аполлонического начала. В пантеоне греков существовали боги Дионис и Аполлон, которые были полными противоположностями.
Дионис – это бог веселья, буйства, радости.
Он являет собою олицетворение земного, является покровителем плодородия и растительности, виноделия и виноградной лозы. Аполлон является небесным, солнечным существом, сыном Зевса.
Аполлон – бог всех сил, которые творят образами и вещают истину.
Таким образом, Аполлон и Дионис являются символами небесного и земного начал.
Мир является волей к власти, что определяет любую сущность как стремящуюся к доминированию над всем остальным. У А. Шопенгауэра борьба за влияние и доминировании имела более высокую цель, нежели даже победа в данной борьбе. Это связано с тем, что человек признает лишь уничтожение породившей его воли, что способствует трансформации данной воли в нечто высшее, трансцендентное состояние. Ницше полагает, что размышления о подобном состоянии являются глупой иллюзией.
Сверхчеловек
Новые ценности, а точнее их иллюстрация – это понятие «сверхчеловек».
Сверхчеловек – это личность «великого здоровья», которая преодолела все иллюзии, отказалась от условностей, основной из которых является представление о сострадании как важнейшего аспекта моральных ценностей, и направившая всю свою жизнедеятельность на духовное и физическое преображение.
Тяжело спорить о абстрактности данных слов, под которые могут подводиться самые разнообразные моральные характеры. Даже если Ницше и не старался мгновенно персонифицировать сверхчеловека, он давал понять, что основа этого человека – противоположность «добрым людям», христианам, искоренение привычной морали.
Эти рассуждения являются пугливыми для всех добропорядочных читателей и людей. Тем не менее, вспомогательная цель Ницше – добиться этого испуга. Но не стоит бояться сверхчеловека, так как он не опасен для людей, которые не имеют искаженного и извращенного понимания жизни.
Опасного в нем ровно столько, сколько в нашей реальности. Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит в себе все, что есть в ней страшного и загадочного, и «постигает реальность, как она есть», а не в ее затуманенном ложными идеями облике