Направление в философии
Интуитивизм является направлением в философии, которое признаёт в человеческой обычной интуиции наиболее правильное средство познания и отвергает формирования процесс познания в остальных философских течениях и направлениях.
Направление интуитивизм возникло на рубеже $XIX—XX$ веков и представляет собой противопоставление позитивистскому пониманию исследуемого познания в науке и ограничению опыта в человеческой жизни, где оно является исключительной сферой восприятия чувственного характера.
Основные течения
В данном направлении следует выделять два течения, которые являются основными.
-
Первое течение, которое развил французский философ Анри Бергсон, характеризуется противопоставлением интуитивного чувства и интеллектуального разума. В данном случае интеллект или интеллектуальный разум трактуется орудием оперирования в столкновении их с мёртвыми вещами, которых ещё можно назвать материальными объектами, распространённые в пространстве. К данному течению близка позиция философии жизни, которая развивается в данный период в Германии.
-
Второе течение появилось благодаря исследованиям и размышлениям русских философов, а именно Николаю Онуфриевичу Лосскому. Н.О. Лосский не даёт противопоставление интеллекту и интуиции, а наоборот — стремится объединить их в качестве познания, как средства.
Интуитивизм, согласно Н.О. Лосскому, представляет собой учение о неком познанном объекте, который может являться частичностью внешних миров. Тем самым, возникает непосредственное сознание познающего субъекта в качественную личность, и тогда будет пониматься в качестве существующего независимо от процесса познания и дознания. Н.О. Лосский отмечает три категории интуиции — чувственная, интеллектуальная и мистическая.
Распространение
Интуитивизм в людской этике выделяется в $XX$ веке в качестве самостоятельного философского течения, особое распространение получает в Великобритании. Главными представителями являются Джордж Мур, Чарлз Брод, Дэвид Росс и Альфред Юнг. В данном направлении рассматривается проблема установления и признания нормы морали и нравственности. Следует упомянуть, что данные нормы невозможно вывести из научного познания о природе и человеке, а осмысление их возможно лишь через призму интуиции.
Развитие в области интуитивизма принадлежит также русским философам С. Л. Франку, Е. Н. Трубецкому, французским неотомистам Э. Жильсону, Ж. Маритену и другим, представителям Германской Феноменологической школы М. Шелеру, Н. Гартману.
В марксистской философии
В марксистской философии, которая имела место быть в Советском Союзе, интуитивизм считался буржуазным идеалистическим учением, которое носит характер ненаучного значения. Но всё-таки, исследования гносеологического аспекта интуиции получает развитие и в философии советского периода. Данными проблемами занимается также знаменитый советский философ В. Ф. Асмус, который изучал существенную роль интуитивного качества человеческой личности в философии современности и математическом анализе, а также математике. Под интуитивными знаниями в материалистических смыслах можно понимать некое знание, которое не получится в результате логического построения и состояния. Оно возникнет словно непосредственное созерцание, которое ещё называют чувственной интуицией или словно непосредственное усмотрение умственных способностей и ума, что носит название интеллектуальная интуиция.
Вывод
Таким образом, интуитивизм – это то философское направление, которое вкладывает в человеческую судьбу те необходимые качества и действия, исходящие от самого человека и внутренних его ощущений, которые рождаются под воздействием внешних факторов, которые, в свою очередь, могут быть как благоприятными, так и не очень. Но все данные чувства и ощущения отражаются на душе и душевном настрое и состоянии человеческой личности.