Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лосский Н. и его философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Лосский Николай Орнуфьевич По данной теме мы уже выполнили реферат Лосский Николай Онуфриевич подробнее ($1870 – 1965$) – русский философ религиозного направления, входит в число основателей интуитивизма в философии.

Теория интуитивного знания гласит: весь мир, в том числе природа и другие люди, Бог, познаётся человеком так же свободно и прямо, как и область его субъективного «Я».

Определение 1

Интуитивизм – течение в философии, которое видит в интуиции достоверный способ познания, выступая против формализации актов познания в иных направлениях философии. Течение сформировалось на стыке $19$ и $20$ века в противоположность тенденциям позитивистской философии, и его пониманию научного знания и представленностью человеческого опыта только областью чувственного восприятия.

Интуитивизм

Интуитивизм представлен двумя направлениями:

  1. Французский интуитивизм Анри Бергсона По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Интуитивизм А.Бергсона подробнее , лейтмотивом которого было противопоставление интеллекта и интуиции. Интеллект был представлен как инструмент, который оперирует «мертвыми вещами».

  2. Второе направление представлено в русской философии Николаем Онуфриевичем Лосским. В отличие от позиции Бергсона, Лосский рассматривает интеллект и интуицию в качестве средств познания, стараясь объединить их. В интуитивизме Лосскйи ставит акцент на то, что познанный объект, даже если он будет принадлежать материальному миру, требует непосредственного сознания познающего субъекта и включается в личность. Такой объект полагается в качестве независимо существующим вне акта познания.

3 вида интуиции

Лосский рассматривает 3 вида интуиции

  • Чувственную
  • Интеллектуальную
  • Мистическую

После Лосского развитие интуитивизма в России продолжили С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой.

Философская система

В своей философской системе Лосский смог сформировать и объединить теорию познания (гносеологию), теорию бытия (онтологию) и теорию нравственного поведения (этику).

Вся его философия была подвержена влиянию философии Платона, Плотина, Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее и В. Соловьёва.

Его фундаментальными трудами являются:

  • «Ценность и бытие»
  • «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»
  • «Бог и мировое зло»
  • «Условия абсолютного добра»

Учение о бытии Лосского представляет собой конструкцию, состоящую из «единиц бытия» - «субстанционных деятелей». Их творит Бог и первоначально они неопределены, но обладают творческой силой. При помощи своей творческой активности в процессе эволюции они формируют все виды жизни. Бытие состоит из иерархии данных единиц. Имеются как высшие субстанционные деятели, проявляющие себя как материя и высшие, со степенью человечности.

Свою систему Лосский именует «иерархическим персонализмом». Залогом непреходящей и неуничтожимой множественности бытия становятся субстанционные деятели. Это обоснование принципа плюрализма. Так же единицы бытия служат для санкционирования творческой динамики человека.

«Из рук Божьих, — отмечает Лосский, — тварь выходит лишь как потенция личности, но еще не действительная личность»

Человек самостоятельно определяет свою судьбу.

Познание – проявление вещи во всем многообразии взаимодействий. Интуиция выявляет знанием определённый элемент бытия. Сама интуиция так же является элементом объединения субстанционных деятелей через мировое единство.

Чувственные, идеальные и мистические составляющие бытия проявляются благодаря одноименным видам интуиции.

В центре мироздания, как полагал Лосский, располагается человек:

«Личность есть центральный онтологический элемент мира».

Моральная концепция

В основе личности находится воля – устойчивое, идеальное и творческое начало. Она есть продолжение творческого дела Бога. Бог даровал каждому «сверхкачественную творческую силу». Это свободная воля является ориентиром на всём человеческом пути жизни. Являясь свободным, как пожелал того Бог, человек независим от окружающей среды и своего прошлого и даже от Бога. Предвосхищая проблему злоупотребления свободой Лосский по необходимости создаёт концепцию «теномной морали». Её принципами являются абстрактные религиозные ценности.

Замечание 1

Самоценность личности достигается только через ее ориентированность на выполнение сверхличных ценностей, без которых всё становится неопределенным и невыносимым.

Своё завершение его учение видит в религиозной философии. Этический пафос Лосского заполняет его философскую систему, делая онтологию познания онтологизированнойэтикой.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис