Гераклит ($544-483$ гг. до н.э.), древнегреческий философ, выходец из Малой Азии, из города Эфеса.
Гераклита можно считать основателем первой формы философской диалектики.
Известное сочинение Гераклита: «О природе».
Ему приписывают авторство известного изречения «всё течёт, всё меняется», в котором заключен смысл его философии.
Наследие, которое дошло до нас, представлено в $100$ фрагментах. На их основе возможно реконструировать его жизнь и мышление. Единственно, что можно с уверенностью сказать о Гераклите, на основе этих фрагментов, что все выводы о нём весьма относительны и стремятся к гипотезам, так как ещё своими современниками он был прозван Гераклитом тёмным, за свои неясные, скрытые высказывания. Как говорил сам Гераклит – «природа любит прятаться». Следуя этому своему убеждению, он так же скрывал свои размышления от посторонних.
Учение о логосе
Сущее, мысль, природа, слово – для Гераклита всё один и тот же логос. Логос объединяет в себе план фюсиса, природы, то, что есть план умопостигаемости. Логос связан с греческим словом лего – считать и собирать, то есть логос – единящее начало.
Гераклитов логос – это единство сущего (природы), единство мысли, единство логоса, выразимого в слове. Увидеть многое можно только умом.
Только ум, в созерцании усматривает мир как одно. Ум руководит Вселенной всем через всё. Мудрость в том, чтобы знать всё как одно.
- Ум проявляет себя как логос.
- Логос – соединяющий всё воедино, это единящее начало.
- Логос, природа и мир синонимичны друг другу.
Для Гераклита важна полисемия логоса. Логос это Космос. Всё вокруг пропитано логосом. Логос присущ всем и всему.
Всё есть "огонь"
Пожалуй, самый значительный вклад в античную философию Гераклит внёс в своём учение о новом первоначале. С первого взгляда может казаться, что Гераклит примыкает к другим древнегреческим философам, к школе ионитов, которые видели в первоначале материальные стихии: воду, воздух.
Ведь по Гераклиту, всё есть огонь: «этот космос всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий».
Идея движения и всеобщей изменчивости. Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.
Благодаря этому первоначалу Гераклит мог подходить к осознанному пониманию целостности Космоса. То есть, гераклитово первоначало могло объяснить и возникновение Вселенной и взаимосвязь стихий и элементов.
Так, этот образ был весьма перспективным и претендовал на уверенную космогоническую гипотезу. Кроме этого, он объяснял ещё и общеприродные явления, с отсылкой на материальные основания.
Это основной образ и ключевая парадигма космогонии, всегда существующий огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий, обеспечивающий тем самым непрерывность рождения и сокрытия природы.
Огонь Гераклита несет оттенок судьбы, когда о нём говорится, что Вселенная испепелиться и разложится в то, из чего была создана, то есть из огня.
Огонь, по его пониманию, подходит ещё и потому, что душу можно так же уподобить огню. Душа – первооснова человека. Человеческая душа – это динамичный огонь. Такое полагание души приводит Гераклита к одушевлению природы.
Диалектика Гераклита
Одним из принципов его диалектики является объединение идей об изменении с борьбой и единством противоположностей. Гераклит вычленяет из учения о противоположностях их единство: «мудрость в том, чтобы знать всё как одно». Он же изобретатель идеи борьбы противоположностей как плодотворное философское начало.
Так, По Гераклиту, изменение сливается с единством противоположностей, объединение крайностей возникновения и уничтожения, из уничтожения одного рождается другое.