Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Милетская школа и проблема первоначала

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Милетская школа и проблема первоначала
Милетская школа и проблема первоначала
Определение 1

Первоначало – это философская категория обозначающая некоторое вещество которое лежит в основе мира, из которого все возникает и в которое все возвращается.

Общие представления о Милетской школе

Замечание 1

Милетская По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее школа философии является одним из наиболее ранних образцов философской мысли древнегреческого периода, ее представителей также часто называют натурфилософами, поскольку сфера их интересов лежала в первую очередь в осмыслении проблем природы, устройства мира, его законов и тесно переплеталась с проблемами естествознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Милетская школа получила свое название по имени процветающей греческой колонии Милета, располагавшейся в Ионии, на западном побережье Малой Азии. По этой же причине данную школу часто называют Ионийской, с подачи Диогена Лаэртского. Одной из основных проблем философов Милетской школы была проблема поиска первоначала мира. Мифо-религиозное объяснение его происхождения более не удовлетворяло мыслителей, в связи с чем они искали иную, более стройную и основанную на знании о природе теорию, способную прояснить не только то как возникла вселенная, но также как она устроена и как функционирует, каково ее будущее. К сожалению труды философов не сохранились до наших дней и их учения известны лишь благодаря цитатам и комментариям в более поздних источниках. Помимо философских размышлений философы-ионийцы уделяли много времени научных открытиям, они заложили основы физики, химии, биологии, гидравлики, геологии, астрономии и иных наук.

К числу представителей Милесткой школы относят:

  • Фалеса,
  • Анаксимандра,
  • Анаксимена.

Также к числу Ионийских философов часто причисляют и Гераклита Эфесского По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее , проживавшего в Ионии, близ города Эфеса и тесно знакомого с традициями натурфилософии милетцев. Расцвет и закат Милетской школы непосредственно связаны с исторической судьбой самого города и всей греческой Ионии. Будучи процветающих торговым центром город породил плеяду знаменитых философов, чье влияние сказалось на всем дальнейшем развитии античной мысли, однако уже в начале пятого века до н.э. город попадает под влияние персов, и философская традиция в нем обрывается.

Учения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

Фалес был первым натурфилософом и заложил проблематику и традиции всей милетской философии. Кроме того, Фалес много путешествовал будучи торговцем, он обучался у египетских и вавилонских мудрецов, благодаря чему имел весьма обширные представления о природе и астрономии, что позволило ему предсказать солнечное затмение 585 года до н.э. Основной сферой естественнонаучных интересов Фалеса выступала гидравлика, поэтому не удивительно, что в своей философской концепции именно стихия воды, была помещена мыслителем на место первоначала.

Под водой Фалес понимал некую «влажность», обладающую порождающей силой. Согласно его учению из влажности произошло все сущее, она продолжает порождать объекты природы и по настоящее время. Мир представлялся Фалесу огромным диском, который держится на воде, мировом океане, над которым находится космос, состоящий из звездного свода, Луны и Солнца.

Объекты, порождаемые водой, рассматривались Фалесом как одушевленные. Главным свойством души, живого в тот период почиталось движение, а потому движение предметов под воздействием магнита рассматривалось Фалесом как надежное доказательство их одушевленности.

Анаксимандр был учеником Фалеса. Анаксимандр в качестве первоначала мира полагал некое беспредельное вещество – апейрон, чьи свойства остаются непознаваемыми. Апейрон обладает способностью порождать противоположности, в частности теплое и холодное, взаимодействие между которыми и создало окружающий мир.

Согласно Анаксимандру земля находится в центре мироздания, подобная срезу дерева. Она окружена тремя огненными оболочками, содержащими звезды, Солнце и Луну. При этом мир постоянно разрушается и создается вновь, возвращаясь к апейрону и снова выделяясь из него.

Анаксимен в свою очередь ввел новое представление о первоначале как о воздухе, а если точнее, о дыхании. В мире происходят процессы сгущения и разрежения благодаря которым формируются все вещества и объекты. Плоский диск земли окружён воздушным пространством и поддерживается дыханием мира, Луна, Солнце и звезды, также представляют собой плоские проекции, которые парят над Землей.

Учение Гераклита

Наиболее сложным и выдающимся было учение Гераклита Эфесского, прозванного также Темным. Подобное прозвище Гераклит получил не только и не столько за свой мрачный нрав и нелюдимость, сколько за сложность и неясность выдвигаемых им идей для современников. Его монументальный труд «О природе» хранился в печально известном храме Артемиды в Эфесе и погиб вместе с ним. Среди греческого общества ходили слухи, что тот, кто сможет прочесть сей трактат станет безумцем, а Сократ, высказался о произведении в том смысле, что понял из него немного, но то что ему удалось понять достойно всяческого восхищения.

Концепция Гераклита, как и многих его современников, дошла до настоящего времени в отрывках, однако можно утверждать, что философ выдвигал революционные и опережающие его время идеи. Можно выделить три его главных тезиса:

  • мир находится в постоянном изменении;
  • огонь представляет собой первооснову мира;
  • мир полон противоположностей, которые взаимосвязаны и борются между собой.

Первая идея отражена в таких широко известных высказываниях Гераклита как «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды». Гераклит подчеркивал динамичный и изменяющийся характер мироздания, его пластичность, движение, как основную форму существования.

Лучшей метафорой для отражения этой идеи стала стихий огня, выбранная Гераклитом в качестве первоосновы. Не следует понимать данную идею буквально, Гераклит включает огонь в круг взаимопревращений с другими стихиями, которые порождают друг друга и все вокруг, однако именно формы огня, его постоянная изменчивость и динамика, связанная то с затуханием, то разрастанием пламени, по мнению Гераклита лучше всего отражала процессы мирового движения. Мир цикличен, в начале каждого цикла он растет, а в конце затухает, чтобы вновь возродиться из пепла, словно пламя.

Наконец последняя идея является попыткой сформулировать закон диалектического противоречия или единства и борьбы противоположностей, чтобы было весьма непросто, так как в греческом языке того периода не было даже самого слова «противоположность». Гераклит пишет о том, что вещи противоположные друг другу сходны – сухое становится влажным, а влажное сухим. Но вместе с тем они находятся в противоборстве и только борьба есть истинная форма мира и источник его рождения и развития.