Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / История западной философии / Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
Содержание статьи

Важнейшая концепция «ранней формы философствования» – античная диалектика, ведёт своё происхождение от размышлений о первоначале.

В разработке идеи материального первоначала изначально заложена диалектика. Но для её обнаружения и формирования в самостоятельный объект рассуждения требовалось время, Ключевой фигурой в этом процессе выступает древнегреческий философ Анаксимандр.

Замечание 1

Античная диалектика, в частном аспекте, развивает идею о единстве и борьбе противоположностей. Прежде чем сложиться в целостную концепцию, у неё были свои предпосылки и истоки.

Анаксимандр первым начинает сопоставление начала в его чистом материальном виде. Он изучает противоположные стихии (воду, огонь), разные облики существования материального, при этом отмечая, что они не должны быть отдельны друг от друга. Ничто не может быть выше другого, так они рождают друг друга. Только в равноправии из одного может возникнуть другое. Холодное может стать горячим, горячее – остынуть. Таким образом, рождается материальная неоднородная взаимосвязь. Это выделяет человеческий ум.

Дофилософская диалектика сильно отличается от ранней философии. Конечно, нет необходимости быть философом, чтобы отличить разные свойства и состояния материального. Это выявляет бытовой опыт.

Замечание 2

Благодаря идее первоначала философы отмечают единство этих противоположностей, они происходят из одного основания. И это единое основание не тождественно ни одной из этих противоположностей.

Анаксимандр говорил, что противоположности находятся в одном субстратном бесконечном теле, выделяясь из него. Он первым назвал «субстрат» началом. Таким образом, у Анаксимандра возникает идея, которая приобрела космогонический характер. При помощи нее он рассматривает происхождение мира. Это новый философский тип космогонической гипотезы.

Апейрон – рождающее первоначало, которое играет важнейшую роль во всей раннегреческой философии. Эти идеи связаны и вытекают из ранних высказываний Фалеса, и протягиваются к Анаксимену и Гераклиту.

Анаксимен пытался соединить учения Фалеса (всё есть вода) и Анаксимандра, выдвигая собственное начало – воздух и бесконечное. По его мнение, первоначалом должна быть самая бесконечная из материальных стихий.

Гераклит Эфесский По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее сделал гораздо более качественный скачок в этом направлении. Именно он – идейный учитель первоначальной формы философской диалектики.

Для Гераклита первоначалом выступал огонь: «этот космос всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий». Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.

Огонь – символ всеобщей стихии. Это образ изменяющегося, динамичного первоначала, опять же, в противоположность ранним представлениям о неподвижности начала с целью его сохранности. С помощью огненного первоначала объяснялось возникновение космоса, вселенной, со всеми ее элементами. Это было удобно, так как с помощью огня проще объяснить общеприродные явления. Так же, в начале Гераклита можно усмотреть нравственные мотивы воздаяния, наказания огнём.

В концепции первоначал с Гераклита значительно приращивается проблематика диалектичности. С него начинается дальнейшее развитие диалектики.

В диалектике Гераклита, как и у предшественников, констатируется бесконечность происходящих в мире изменений: «всё течёт, всё меняется». Для Гераклита характерна привязка всех его идей и мыслей к образам и символам. Это его специфическая черта и всей дальнейшей древнегреческой философии. Это диалектика изменений в образах и символах.

Другой чертой его диалектики является объединение идей об изменении с борьбой и единством противоположностей. Гераклит вычленяет из учения о противоположностях их единство: «мудрость в том, чтобы знать всё как одно». Он же изобретатель идеи борьбы противоположностей как плодотворное философское начало.

Так, По Гераклиту, изменение сливается с единством противоположностей, объединение крайностей возникновения и уничтожения, из уничтожения одного рождается другое.

Диалектика, как относительность знаний человека о мире и себе самом развивалась дальше и становилась перед еще большими трудностями, противоречиями и парадоксами.

Апории Зенона

Ученик Парменида – представителя Элейской школы, Зенон Элейский По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона Элейского подробнее . В истории философии он известен как защитник Парменида и автор апорий (затруднение, безвыходное положение). Зенон По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее привел ряд логических парадоксов, которые исходят из того, что бытие едино и неподвижно, доказывая это. Косвенно, Зенон доказывает правоту Парменида.

Идея бытия у Парменида: бытие есть, не бытия нет. Бытие настоящее совершенство, за ним ничего нет: « не рожденным оно должно быть и не гибнущим тоже, единородным, бездрожным и совершенным». Оно лишено движения и мы знаем о ном лишь то, что оно есть. Усмотреть бытие это дело ума. Ум может быть только тогда умом, когда он мыслит о бытии. Мысли о небытии быть не может. Небытие, которые мы систематизируем в мысли, делает его бытием. Мы ничего не можем сказать о небытии, не сделав его сущим, то есть бытием. То, что мы говорим о небытии, подтверждает мысль, что его нет, оно становится уже существующим. Небытие – это предел для мысли.

От Зенона не дошло ни одного сочинения. Его апории дошли до нас в сочинениях других авторов. Всего $40$ апорий. Но известно только несколько:

Апории:

  • Ахиллес и черепаха
  • Дихотомия
  • Стрела
  • Стадион

Главные философские утверждения Зенона являются своего рода повтором исходных тезисов философии Парменида:

Пример 1

Сущее одно, едино, следовательно, оно непрерывно и неделимо, не имеет частей, неподвижно, бесконечно.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис