Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Предпосылки возникновения античной философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / История западной философии / Предпосылки возникновения античной философии
Определение 1

Античная философия формируется на фундаменте заимствованных с Востока учений, которые были перенесены в греческие города через такие науки, как астрономия, математика, физика и т. д.

Эти знаний, благодаря искуссной переработке в лоне древней мифологии, в искусстве и поэзии, и, в дальнейшем, освобеждении от этих форм познания и созерцания, вылились в единую мировоззренческую парадигму.

Происхождение философии

Философия начинается с удивления и вопроса "что?"

Происхождение философии из мифа.

Мифологическое мышление не может совершить никакого качественного скачка и стать философским без причины. Всё новое осмыслялось на языке мифа. Для того, чтобы возникли вопросы к миру и к мифу, они должны утратить самоочевидность.

Помощь со студенческой работой на тему
Предпосылки возникновения античной философии

Замечание 1

Попытки постановки вопроса возникают тогда, когда утрачивается соизмеримость мифа и мира, истолкованного в этом мифе. Знание о мире, представленном в мифе, начинает отрываться, обособляться от самоочевидности жизни.

Велика роль Гомеровского эпоса, как в греческой культуре, так и в факте становления греческой философии.

С одной стороны он способствовал культурному объединению греков, учил, как устроен мир и каково их общегреческое прошлое. С другой – фиксировал отрыв мифосказания от ритуала. Уходит религиозное чувство, так как божество и герой эпоса уже не являются тождественными друг другу.

Гомеровский эпос становится автоматизированным, само собой разумеющимся и тем самым утрачивает свежесть восприятия и тогда возникают вопросы. Философия возникает в 6 веке до н.э. вместе с прозой, которая приходит на смену эпосу.

Первая форма философии – мудрствование. В ней выделяют семь мудрецов

  • Фалес Милетский,
  • Питтон Митиленский,
  • Биант из Присны;
  • Солон из Азии;
  • Клеобул Лионтийский;
  • Мисон Хенейский;
  • Хилон из Лакедемонии

Они донесли свои мысли и учения в форме афоризмов, в которых представили своё понимание значимых моментов бытия, мира и человека. В этих афоризмах содержатся полезные рекомендации и поучения о жизни, такие как «знай своё место», «чти отца своего». Благодаря этому они становятся общепринятыми.

Уже с Фалеса формируется этап философии как таковой. С него начинается обращение к природе и первоосновам.

Замечание 2

Философы – выходцы из Малой Азии, древнегреческой колонии Милеты. Милетская школа – первая философская школа. Она была основана Фалесом.

В рамках этой школы началось формирование первой философской терминологии, представлений о природе и космосе. Космологизм становится основным способом познания мира. Оно развивается в русле натурфилософии, то есть понимании природы с философской точки зрения, поскольку отсутствовал какой-либо другой источник знания, философия брала на себя эту функцию, обращаясь при этом чисто к философским вопросам о первосущности, первоисточнике этой природы, Бытия.

Для Фалеса все в качестве одного и природы раскрывается как вода.

Свой вклад в развитие философии внёс Гераклит Эфесский По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее .

Замечание 3

Единым основанием мира, по Гераклиту, выступал огонь. Этот мир никем не создан, он был и есть «вечноживой огонь». Для определения единства мира Гераклит использует понятие логос.

Гераклитов логос – это единство сущего (природы), единство мысли, единство логоса, выразимого в слове. Увидеть многое можно только умом. Только ум, в созерцании усматривает мир как одно. Ум проявляет себя как логос. Логос – соединяющий всё воедино, это единящее начало. Логос, природа и мир синонимичны друг другу. Для Гераклита важна полисемия логоса. Логос это космос. Всё вокруг пропитано логосом.

Атомистическая школа Демокрита

Атомизм Демокрита – вершина античной натурфилософии. В основе мира, по его мнению, находятся два начала – атомы и пустота. С древнегреческого «атомос» означает неделимое. Демокрит полагал их как мельчайшие неделимые части, отличные друг от друга. Их число бесконечно. Когда они сталкиваются между собой, то образуют другие вещи и тела. Их мы ощущаем при помощи чувств, атомы же – благодаря разуму. В этом усматриваются идеи Гераклита, который утверждал, что увидеть многое можно исключительно умом, то есть многие, бесконечные атомы у Демокрита схватывает ум.

Так как Демокрит считал, что всякая вещь и тело состоит из частиц, то каждая часть так же будет состоять из других частей и это деление может длится до бесконечности. Если все состоит из частей и всё делимо, то что есть бытие? Делимое, таким образом, не вечно, и по Демокриту, делимо всё, следовательно, всё не вечно. Бытие может быть только вечным, значит, его нет. Но бытия не может не быть, следуя из определения. Тогда нужно предположить, что всё делится до какого-то предела и дальше деление становится невозможным. Как если имеется какая-то частица, которая остается неделимой и тождественной себе самой. Она неделима и будет существовать вечно и будет являться основой бытия. Атом – как неделимое, обречён на вечное существование, так как причастен к бытию. Это основа всего сущего.

Вслед за Гераклитом Демокрит считал вечно меняющимся. Атомы объединяются, создают предметы, уничтожаются, представляю мир вечно движущимся и изменяющимся.

Слабость подхода Демокрита была в том, что он объясняет, из чего создан этот мир и как он образуется, но не разрешил вопроса – почему именно так, а не иначе. Всё случается с необходимостью, но ничто не предопределено и поэтому случайно. Это Дуализм его философии. Все есть бытие, но бытия нет. Метод натурфилософии показал свою непригодность и недостаточность.

Также активными деятелями этого периода развития философии были – Пифагор и софисты, которые шли разными путями, выдвигая собственные учения и теории.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис