Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / История западной философии / Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Определение 1

Космологизм – характерная и специфическая черта древнегреческой философии. В её основе заключалось желание философами понять природу, космос и ее элементы. Это первоначальный этап формирования философии. Его так же принято называть досократовским.

Понятие космоса появляется вместе с первыми философскими школами. Это такое представление мира, которое противостоит хаосу, это порядок, гармония, красота.

Философами становятся те представители общества, стремление которых было направлено на познание Космоса. Это первое движение от мифологии к философии. Но их стремление всё ещё сопряжено с мифологическими представлениями. Все они, хоть и с разными оговорками, претендуют на источник всего мироздания – природное материальное начало, полагая его живым существом.

Определение 2

Онтология – учение о бытии – одно из важнейших понятий философии. Это выражение той картины мира, которая сопутствует определённому уровню познания окружающей реальности, фиксируясь на системе философских категорий, характерных для той или иной эпохи.

Фундаментальная проблема древнегреческой философии – проблема бытия.

Раннегреческую философию открывает познание природы – натурфилософия. Она характеризуется одномерностью отнологии. Певоначало, как считали первые философы, фундамент, задающий стабильность всего мироздания. Аристотель описывал их мнение по этому поводу таким образом: большая часть ранних философов полагало первоначалом только материальные начала, то, из чего формируются предметы и вещи, из чего они возникают и во что превращаются, когда погибают, по сущности оставаясь всё тем же, изменяясь только в своих проявлениях, поэтому они считают, что ничего не возникает и не исчезает, так как такая природа, ествество, всегда сохраняется.

Апейрон – рождающее первоначало, которое играет важнейшую роль во всей раннегреческой философии. Эти идеи связаны и вытекают из ранних высказываний Фалеса, и протягиваются к Анаксимену и Гераклиту. Всё наполняется элементами и процессами материального мира.

Замечание 1

Таким образом, одним из центральных понятий античной философии является понятие «природа», которое на протяжении данного периода поддавалось различным интерпретациям.

Греческий концепт природы включает в себя понятие естества. Она неотделима от человека. В восьмом веке до нашей эры был зафиксирован гомеровский эпос, ярким примером которого считается «Одиссея».

Символической здесь является фигура Одиссея, возвращающегося к себе домой, к самому себе. Объяснить природу значит объяснить начало и конец, то есть «архэ» и «телос». Фалес, считающийся первым философом Античности, видел в качестве начала воду. Мир един в силу того, что он подобен воде. В античном мире все имеет начало и конец.

Для Гераклита первоначалом выступал огонь: «этот космос всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий». Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.

Эмпедокл представлял природу в виде четырех начал: вода, огонь, земля, воздух

Большой вклад в развитие древнегреческой онтологии внесла элейская школа. Это был отход от конкретных природных стихий к бытию как таковому.

Элейская философия включала в свои ряды Парменида По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , Зенона По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , Ксенофана По данной теме мы уже выполнили реферат Сократ и софисты. подробнее . Их отличительной особенностью была теоретическая разработка учения о бытии. Сам термин «бытие» приписывается открытием этой школой. Это фундамент классической онтологии, учении о бытии.

Замечание 2

Ключевым моментом в этом учении была аксиома – бытие есть, небытия нет. Бытие есть и не быть никак невозможно. Бытие для Парменида настоящее совершенство, за ним ничего нет: « не рожденным оно должно быть и не гибнущим тоже, единородным, бездрожным и совершенным». Оно лишено движения и мы знаем о ном лишь то, что оно есть. Усмотреть бытие это дело ума. Ум может быть только тогда умом, когда он мыслит о бытии. Мысли о небытии быть не может. Небытие, которые мы систематизируем в мысли, делает его бытием. Мы ничего не можем сказать о небытии, не сделав его сущим, то есть бытием. То, что мы говорим о небытии, подтверждает мысль, что его нет, оно становится уже существующим. Небытие – это предел для мысли.

Значение элейской школы весьма важно для всей дальнейшей философской традиции. Её философы выступали идейными защитниками единства всего сущего и открыли фундаментальные противоречия в основании восприятия мира и бытия. Так же представители этой школы дали отчётливый вектор в развитии понятия о постижении умом действительно сущего, от чувственного познания явлений.

Но решение поставленных ими вопросов лежит за пределами их представлений, поэтому, нельзя сказать, что они вышли из парадоксальных моментов своей философии, но значительным образом повлияли на своих последователей, сливаясь с другими направлениями.

Другое онтологическое представление о бытии даёт Демокрит в своей философии атомизма. Всё его учение – материалистично. Он полагал, что, в начале всего сущего атомы, которые объединяясь, создают предметы и вещи.

Позже древнегреческий философ Платон, ученик Сократа, покажет, что реальность и бытие не однородны и кроме космоса чувственного есть реальность умопостигаемая, превосходящая чувственную, физическую. Уже Пифагор впервые настаивал на том, что только умственное реально.