Марксизм в России XIX в.
В целом, история марксизма в рамках истории развития русской мысли имеет специфический характер и занимает практически период размером в сто лет.
Началом марксизма можно считать философское творчество Г.В. Плеханова.
Общефилософская позиция мыслителя – это материалистическая диалектика. В гносеологии он стоит на утверждении о том, что данные чувств частично отражают суть изучаемых вещей и явлений природы. Мыслитель разрабатывает и эстетическую проблематику. Согласно его мнению искусство представляет собой форму общественного сознания.
В большей степени Плеханова интересует марксова философия история и теория устройства нового, коммунистического общества. По его мнению, социалистическая революция не может быть рождена крестьянством как классом. Поэтому Плеханов против идей движения народников. Сельская община порождает переход к буржуазному этапу истории. Главной же движущей силой к достижению коммунистической эпохи является рабочий класс.
Но Плеханов отрицательно отнесся к большевистской революции в России, утверждая то, что она явилась своего рода нарушением объективных законов развития истории.
Фигура В.И. Ленина
В рамках развития марксизма в русской интеллектуальной культуре фигура В.И. Ленина занимает одно из ключевых положений.
Философский проект Ленина в большей степени имеет политико-практическую направленность. В ранних работах он применял марксизм для анализа российского общества своего времени.
В это время в активной полемике с другими мыслителями, занимающимися социально-политической проблематикой с позиций левой идеологии, Ленин вырабатывает свою теорию коммунистического государства и революционной борьбы.
В дореволюционный период Ленин пишет работу «Материализм и эмпириокритицизм», основная мысль которой заключалась в критике учения австрийского философа позитивиста Э. Маха.
В этой работе Ленин занимается решением вопросов онтологии и гносеологии с материалистических позиций, которые обозначили К. Маркс и Ф. Энгельс. Также здесь Ленин формулирует «теорию отражения». Ощущение мыслитель считает явлением человеческой субъективности, копий мира в сознании человека, или отражением. Вся материя обладает свойством отражения. Исходя из этого, материя Лениным определяется как объективная реальность, данный нам мир, познаваемый, открываемый человеку через ощущения.
В послереволюционный период Ленин занимается анализом текучих политических и социальных процессов в России. Его волнует решение вопроса о переходе от капитализма к коммунизму.
Период советской философии
История развития марксистских идей в советскую эпоху, как казалось бы, не имеет однонаправленности. Исследователи склонны выделять три ключевых этапа:
-
Период дискуссий ($20-30$ гг. $XX$ в.) связан с относительной свободой мысли после революции. Основное направление им задает работа Ленина «О значении воинствующего материализма».
- Спор о доминировании социального или природного в жизни и развитии общества.
- Спор о природе понятия «базис» К. Маркса.
- Спор об азиатском типе производства, на который К. Маркс отдельно указывает.
Также в это время работает А.А. Богданов. Мыслитель создает новую науку «тектологию». Особого внимания заслуживают в этот период труды М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева и др.
Переходной между двумя периодами в советской философии стала работа группы философов во главе с А.М. Дебориным, издававших журнал «Под знаменем марксизма».
-
«Сталинский» период $(30-40$ гг. $XX$ в.) в советской марксисткой философии связан с выходом «Краткого курса ВКП (б)» в $1938$ г. В указанной книге содержался и раздел по философии, методология размышлений которого во многом определила содержание философской мысли этого периода.
-
Третий этап в советском марксизме $(50-80$ гг. $XX$ в.) связан с постепенным отходом от типа философствования, заложенного в «Кратком курсе ВКП (б)». В это время активно проявляется интерес к гносеологической и логической проблематике. С точки зрения марксистской историографии анализируется история философии.