Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Синтез Востока и Запада в философии зарубежного Востока XX века

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философия зарубежного Востока ХХ века / Синтез Востока и Запада в философии зарубежного Востока XX века
Синтез Востока и Запада в философии зарубежного Востока XX века

Сторонники вестернизации, ориентированные исключительно на восприятие западных философских идей, подвергались острой критике другими представителями интеллектуальных кругов Востока. Те, кто стремятся к подражанию Западу и отрицают древнее духовное наследие, по мнению С.Радхакришнана (1888-1975), который был крупнейшим индийским философом ХХ века, предлагают за образец духовного развития взять Англию или Грецию. Но такое отрицание собственной культуры является губительным:

«При утрате обществом веры в свои собственные идеалы происходит утрата ориентиров и руководства».

Замечание 1

Поэтому более разумно и предпочтительно опираться «на уже заложенный фундамент» национальной культуры, при этом не исключая, а наоборот, обязательно предполагая усвоение всего ценного, что есть у Запада.

Помощь со студенческой работой на тему
Синтез Востока и Запада в философии зарубежного Востока XX века

Усвоение духовных достижений

Способы усвоения духовных достижений различны. В ряде случаев, это синтез идей Запада и Востока. Так, основателем Пакистанского философского конгресса Мухаммадом Маяном Шарифом была разработана онтологическая концепция – «диалектический монадизм». Она основана на атомистических построениях мусульманской схоластики – «калама». Как и мутакаллимы (приверженцы калама), М.Шариф придерживается идеи о том, что весь универсум и каждое тело в нем представляют собой соединения монад - мельчайших неделимых частиц. Монады делятся в соответствие с тремя «типами бытия».

  1. Первым типом является «конечное Бытие – Бог»;
  2. вторым – духовные сущности (монады);
  3. третьим – ощущений, составляющих пространственно-временной мир.

Все в этом мире, начиная с мельчайших частиц и заканчивая человеком представляют собой духовные монады, которые порождает бог. В силу его имманентности каждой из них, монады характеризуются вечностью, неделимостью и невидимостью. У низших монад меньше свободы, по сравнению с высшими. Божественная свобода выступает источником одновременно и монадической детерминированности, и свободы.

Подобная Монадология Шарифа похожа на плюралистическую онтологию Г. Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее . Но Шариф выступает против принципа непроницаемости монад, считая возможным их взаимодействие и взаимопроникновение. Он также «дополняет» концепцию Лейбница диалектикой (явно заимствованной у Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее ), утверждая диалектичность монад, развивающихся по триадичному принципу: я – еще-не-я – более развитое я.

Концепция М.Шарифа интересна выраженностью исламской схоластической онтологии в категориях западной философии, что делает мусульманскую философскую традицию органично вписывающейся в мировые философские парадигмы. Еще более существенное достижение данного философа состоит в диалектическом переосмыслении атомистики мутакаллимов, подводящем идейный фундамент под процесс развития, как общества, так и природы.

Интеграция восточной и западной философских парадигм

Примером интеграции восточной и западной философских парадигм служит оригинальное учение самого видного профессионального китайского философа ХХ века Фэня Юланя – новое неоконфуцианство, основные моменты которого интерпретируются в качестве логических концепций. Согласно данному философу, в основе «нового рационалистического конфуцианства» стоят четыре метафизические столпа. К ним он относит принцип, материальную силу, субстанцию Дао и Великое Целое. Истоком «концепции принципа» является утверждение:

«Так как существуют вещи, должны существовать и их специфические принципы».

Вещи полагается следовать за принципом, но актуализация принципа в вещи необязательна, он относится к сфере реальности, а не актуальности, является чисто формальной концепцией.

Замечание 2

Истоком концепции материальной служит утверждение: «Так как есть принцип, должна существовать и материальная сила», делающая возможным существование вещи. Материальная сила также является формальной концепцией.

Дао является «универсальным процессом», универсумом «ежедневного обновления», постоянным изменением. Наконец, Великое Целое также является формальной концепцией, общим именем для всего, его аналогом в западной философии является Абсолют.