Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Национальное в философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Национальное в философии
Замечание 1

Сегодня современные тенденции, происходящие в социокультурном пространстве, такие как – глобализация, массовость, унификация, актуализируется надобность переосмысления собственной идентичности. Прежде всего, это актуально в связи с тем, что идентичность личности неразрывно связана с понятием «свобода». Отметим, что отсутствие адекватной современным реалиям самоидентификации с неизбежностью повлечет за собой дезактивакцию субъекта, что приведет к ограничению его пространства свободы.

Положение субъекта в истории во многом определено тем, как он сам себя воспринимает, какую роль себе отводит (самосознание). Самосознание неразрывно связано с целеполаганием, формированием приоритетов и пространства для деятельности, но самое основное в этом процессе это отношение личности к себе. Основой для выбора стратегии поведения субъекта является идентичность.

Помощь со студенческой работой на тему
Национальное в философии

Определение 1

Идентичность это понятие, отражающее не только единичный характер, так, субъектом, обладающим идентичностью, может выступать не только индивид, но и в целом совокупность индивидов:

  • социальная группа,
  • культурная общность,
  • этнос,
  • нация.

Каждый субъект (от единичного представителя до нации) имеет свои уровни самоопределения (персональная идентичность, коллективная идентичность). Каждый из отмеченных уровней предполагает существование определенного набора средств и способов их формирования и выражения. Прежде всего к ним следует отнести формы общественного сознания (наука, философия, религия, идеология) и средства формирования базовых ценностей (средства массовой информации, система образования, рефлексия).

Субъект по отношению к этим формам и средствам выступает и в активной, и в пассивной роли, в зависимости от конкретной ситуации. В процессе формирования идентичности активность может исходить от самого субъекта или извне, таким образом идентификация может быть автономной или гетерономной. В любом случае гетерономная идентификация первична. Суть идентификации связана с ответом на вопрос: всегда ли она переходит в автономную стадию – стадию самоосмысления, т.е. всегда ли национальное сознание достигает стадии самосознания?

Наличие собственного самосознания характерно для всех национальных общностей (например, субэтносов). Одним из критериев, позволяющих проводить дифференциацию среди различных этнических групп является самоидентификация. Показателями развития этнической общности выступает национальное самоопределение, а также национальное самосознание, которое лежит в его основе. Этнос, в силу того что является исторической общностью, обладает двумя модусами-планами своего бытия: социальным и культурным. В качестве социокультурного объекта этнос находится под воздействием как общественных, так и культурных детерминант. Следовательно, любой социокультурный субъект потенциально наделен сознательной активностью, но в полной мере она реализует свою актуальность в процессе развития общественной жизни.

Идентичность осуществляется в рамках системы отношений «Я» – «не-Я» и преимущественно состоит из совокупности идей, взглядов и принципов, которые определяют положение идентифицируемого («Я») в сфере предоставленных его восприятию объектов и процессов («не-Я»). В рамках этой системы утверждаются собственно «Я» и «не-Я». Отношение «Я» – «не-Я» явно или неявно наличествует в каждой форме познания или системе взглядов, но, следует обратить внимание, что при этом оно обретает смысл лишь при актуализации предельных оснований, которые возникают в практике философской рефлексии. Одновременно, изменение общественной жизни актуализирует изменения и в практике философской рефлексии. Более сложными процессами в культурной практике выступают процессы усложнения социального организма и социальных отношений.

Таким образом, национальное сознание проходит длительный путь, зарождающийся в недрах стихийной народной культуры и мифологии к институализированным формам:

  • искусству,
  • идеологии,
  • религии.

Вместе с тем, длительный процесс развития национального сознания не гарантирует его превращения в национальное самосознание. О переходе на этот уровень возможно говорить в том случае если он сопровождается философской рефлексией, которая дает национальному сознанию нужную для гармоничного существования цельность, предельность и самостоятельность.