Сущность метафизики и гносеологии
Метафизика – это область, занимающаяся исследованием сверхчувственных принципов бытия и целостного мира.
В метафизике выделяют несколько разделов:
- теология;
- онтология;
- космология;
- антропология.
Метафизику иногда называют теоретической философией. Непосредственно из метафизики идут корни гносеологии и аксиологии.
Центральной категорией гносеологии является истина.
Истина – это адекватное отражение действительности в человеческом сознании. Предмет гносеологии – познание того, что реальное существует, этим же определяется ближайшая родственность теории познания онтологии.
На протяжении долгого времени метафизикой называли всю философию. В XIX веке сформулировали новое определение данного термина. Под метафизикой начали понимать особое направление философии, отрицающее движение, изменения и процесс развития мира, либо понимающее их примитивно. То есть, в более узком смысле, метафизика – это антидиалектика, упрощенная и искаженная концепция развития, противопоставляемая диалектике как наиболее полному и глубокому учению о развитии.
Характеристика метафизики
Метафизика – это философское учение о первооснове любого бытия или сущности мира. Но в философии античности у данного термина было два смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность рассматриваемого предмета. Эти значения взаимодополняли друг друга при анализе вещей.
Часто метафизику называют догматической частью теоретической философии, которой в логическом порядке предшествует критическая часть – учение о познании, или теория познания. Иными словами, метафизика предшествует гносеологии.
Метафизическая философия характеризуется поиском и раскрытием содержания конечных основ всего сущего. Она старается поймать мир в его остановленном виде. Ей характерны косность мысли и попытки упрощения действительности, сведения ее к ряду схем, преклонение перед авторитетами прошлого.
Доказательство истинности суждений в метафизике подтверждают цитированием авторитетных источников прошлого. Метафизики относятся с недоверием к новым открытиям в науке, стараясь разместить их в рамках старых схем. Чтобы изложить сущность мировоззрения метафизики используют формальную логику. Так, Гегель считал, что типичное воплощение метафизики – философия Христина Вольфа. Марксизм, в крайнем своем выражении, считал, что все виды философии, кроме марксизма, - это метафизические философии.
Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений философии на всем протяжении ее развития – с античных времен до современного периода.
Относительно философии Платона можно сказать, что его метафизика связана с миром идей. Взгляды Аристотеля связывали метафизику и бытие ума.
Непрерывность связи понятий в античности и в современности ощущается и сегодня, при употреблении термина «метафизический» в качестве синонима понятий «идеальный» или «сверхчувственный», что лежит за границей физических явлений.
Начиная с эпохи Просвещения, метафизику начали систематически рассматривать не только в качестве осмысленной совокупности высказываний о мире, бытии и сущем, которые в равной степени могут быть истинными и ложными, но и в качестве способа высказывания и понимания в целом. Иммануил Кант известен критикой и обоснованием обозначенных способов высказывания и понимания.
Ницше во второй половине XIX века посвятил свою жизнь борьбе с метафизикой.
В ХХ веке Мартином Хайдеггером творчество Ницше было расценено в качестве вершины западной метафизик, исчерпывающей все возможные метафизические мыслительные конструкции. М, Хайдеггер видел в метафизике неизбежный спутник любой речевой деятельности.
Людвиг Витгенштен, как представитель аналитической философии ХХ века, рассматривал метафизику в качестве языковой игры, значения слов в которой не могут быть определены.
Дальнейшее развитие понятия метафизики привело к формированию более четкого содержательного смысла, когда метафизика начала указывать на выход за границу отдельных сфер сущего. Результатом стало употребление данного понятия в смысле сверхчувственного и способа его познания.
Истоки систематизированных учений в области метафизики были обнаружены уже в эпоху классического эллинизма, которую можно считать своеобразной точкой отсчета для старта развития европейской метафизики. В этот период идет формирование метафизики как учения о бытии, названном в XVII веке онтологией.
Предметы онтологии и метафизики совпали в связи с фундаментальностью вопроса, затрагивающего понятие сущего, его природы, мира, смысла бытия и пр. В поздних исторических трудах, в метафизике по-разному определяли фундаментальную структуру философствования, которая и была основной ее задачей. Например, своеобразие метафизического изучения сущего отмечено в средневековье.
Например, патристика продолжала традиции античности в размышлениях о сущем в целом, постепенно изменяя их прежние смыслы, так как ее сущее понимается как имя Того, кто выше любого имени, то есть имя Бога. В поздней схоластике отмечен поворот к региональной онтологии, в которой уже стоял вопрос относительно бытия объектов того или иного рода, в частности универсалий, чисел и пр.
Подобного рода интерпретация метафизики в качестве метода познания, в котором фиксируется объективная устойчивость и неизменность вещей имела вполне конкретное историческое оправдание, становясь похожей на характерную для многих рационалистических философских систем – марксизму, позитивизму, неопозитивизму и др.
Предмет современной метафизики, в соответствии со взглядами Хайдеггера, - это бытие сущего, чем она принципиально отличается от марксистского определения сущего в качестве бытия вообще. Помимо этого, все исторические версии метафизики одновременно выражают процессуальность метафизического мышления, осуществляемого в разные периоды европейской философии посредством следующих способов:
- созерцания;
- познавания;
- вопрошания;
- слушания.