Понятие гносеологии
Гносеология – это дисциплина философии, которая занимается исследованием, критикой и теорией познания.
Для неклассической философии характерна тенденция разграничивать понятия гносеологии и эпистемологии:
- в гносеологии изучаются отношения в системе «субъект-объект»;
- эпистемология изучает отношения системы «объект-знание».
В гносеологии, как философской дисциплине, изучаются проблемы природы и сущности познания, содержания познания, формы познания, методов познания, истины, ее условий и критериев, формы, в которых существует и развивается знание. У каждой из названных проблем есть свое содержание. Например, природа и сущность познания состоят из следующих вопросов:
- предмет познания;
- соотношение субъекта и объекта познания;
- соотношение сознания и знания.
- содержание познания – диалектика процесса познания, детерминация процесса познания при помощи социокультурных факторов;
- форма познания – логическая структура мышления, соотношение логических законов с логической правильностью мышления, категориальной структурой мышления, познанием и языком;
- методы познания – соотношение метода с теорией, метода с методологией, классификация методов по степени их субординации и координации;
- истина, ее критерии и условия;
- формы существования и развития знания.
Все перечисленные проблемы исследует только философия. Это объясняется тем, что в философии анализируется степень тотальности вещей, реальность в любом ее отрезке и моменте изъятия: часть материального мира, идеальных феноменов и воображаемых объектов.
Необходимо отметить, что проблемы гносеологии сформировались в процессе развития общественных потребностей и целостной науки. Непосредственно познание и процесс его изучения не представляет что-то неизменное, данное раз и навсегда, то есть развивающееся в соответствии с определенными законами.
В философии периода Античности, особенно в греческой, шла разработка глубоких идей, касающихся соотношения объекта и субъекта, истины и заблуждения, конкретности истины, диалектики познавательного процесса, объекта познания и структуры мышления человека.
Пути познания
Бэкон выделил три главных пути познания:
- путь паука – выведение истин из чистого сознания. Данный путь – основной в схоластике, которая резко критиковалась, и было отмечено, что тонкость природы в сотни раз превосходила тонкость рассуждений;
- путь муравья – является, по сути, узким эмпиризмом, сбором разрозненных фактов, не имеющих концептуального обобщения;
- путь пчелы – предполагает комбинацию первых двух путей с сочетанием способностей опыта и рассудка, то есть соединение рационального и чувственного. Бэкон, поддерживая это сочетание, отдавал первенство опытному познанию.
Бэкону принадлежит разработка нового эмпирического метода познания, какое он представляет индукцией – истинным орудием исследования законов природных явлений, которые, как он считал, дают возможность сделать разум адекватным природным вещам. Важной заслугой Бэкона было то, что он выявил и исследовал глобальные заблуждения познания. Важным средством их преодолеть выступает надежный метод, принципы которого должны превратиться в законы бытия. Метод – это органон познания, и он должен непрерывно приспосабливаться к предмету науки, а не наоборот.
Рене Декарт отличается убеждением в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания, мышления и понятийного усмотрения сути вещей. Начало познания у Декарта – сомнения. Все подвергается сомнению, но сам факт сомнения несомненен. Сомнение у Декарта – это не бесплотный скептицизм, а что-то конструктивное, универсальное и всеобщее.
Разум, у Декарта, вооруженный интуицией и дедукцией, способен достичь полной достоверности в любо области знания, если он будет основан на истинном методе.
Метод – это совокупность точных и простых правил, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное.
К продуктивным методам в системе философии Декарта, а также в рамках гносеологии, относят:
- формирование идеи развить и применить эту идею, как принцип познания природы;
- ввести в математику диалектику через переменную величину;
- указать на гибкость правил своего метода познания, а также на их связь с нравственными нормами и еще некоторые другие.
Таким образом, в философии Возрождения большое внимание было уделено гносеологии. В ней принято выделять несколько рациональных сторон:
- определяются предметом познания – природа, цель познания – покорение ее;
- развитие диалектики познавательного процесса, фактически многие философы выступали против сенсуализма и рационализма;
- огромное внимание уделялось методу познания – эмпирическому или теоретическому – обоснованию правил метода, анализу правил морали, которые следуют из правил метода;
- развитие учения об истине;
- анализ соотношения истинного, достоверного и вероятностного знания;
- выдвижение проблемы критерия истины.
Развитие гносеологии далее происходило в немецкой классической философии. Основоположником немецкой классической философии считается Кант. Именно он впервые предпринял попытку связать проблемы гносеологии и исследования исторических форм человеческой деятельности: объект как таковой существует только в форме деятельности субъекта. Им была сформулирована проблема познавательной деятельности и познания. Основа для гносеологии Канта – вопрос об источниках и границах познания. Кант сформулировал данный вопрос о возможности априорных синтетических суждений, то есть тех, которые дают новое знание, в каждом из трех основных типов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике, или умозрительно познании истинного сущего. Решение этих трех вопросов Кант видел в процессе исследования трех основных способностей познания – чувственности, рассудка и разума.