Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Начало философии в Индии: Веды, Упанишады. Буддизм

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Начало философии в Индии: Веды, Упанишады. Буддизм

Зарождение философии Индии

Определение 1

Веды – это первый памятник древнеиндийской философской мысли. Веды (что буквально означает «знание», «ведение» в переводе с санскрита) возникли между вторым и первым тысячелетиями до нашей эры, и им принадлежала огромная, если не сказать определяющая роль в процессе развития духовной культуры общества в Древней Индии, в том числе и в развитии философских воззрений.

Литературе Древней Индии По данной теме мы уже выполнили реферат философия древней Индии подробнее отведено особое место в системе мировой цивилизации. Факт сохранения памятников культуры, говорит о значительном развитии литературы. Изучение древнеиндийской культуры актуально во все времена, к причинам этого можно отнести некоторые факты, приведенные далее. Именно литература Древней Индии содержит в себе знания культуры, в мире известны достижения индийских врачей, астрономов, математиков и химиков. Помимо этого, ими сформулирована десятичная система счисления, разработана привычная сегодня система начертания чисел. Также в Древней Индии сформировалась база тригонометрии и алгебры, астрономические и медицинские основы. Также в Древней Индии были созданы известные произведения литературы – Веды, «Махабхарата» и «Рамаяна», а также трактаты в различных областях знания.

Готовые работы на аналогичную тему

Индусами признано два типа авторитетной литературы, затрагивающей тему религии. Это шрути, или «услышанное», что является вечным и самосущным, либо тем, что проявляется как результат божественного просветления. И второе – смрити, или «воспоминание», которое является созданием человека и имеет меньший авторитет. Ведическая литература состоит из шрути, и некоторых смрити, а, в первую очередь, из четырех основных собраний – самхит, каждое из которых называется веда, или «священное знание».

Чктыре веды в индийской философии

  • Наиболее древней и значимой из всех вед является Ригведа, или Веда гимнов, которая включает 1028 гимнов. В среднем, каждый гимн включает десять строф и исполняются они во время ритуалов, которые посвящают огню и соме, или «священному возлиянию». Гимны объединены в десять разделов – мандал, из которых разделы со 2 по 7 – наиболее архаичны. Закончилась редакция вед только к 10 веку до н.э. Основное содержание гимнов Ригведы – восхваление богов и обращение к ним посредством молений.
  • Вторая веда – Самоведа, или Веда песнопений, состоит из 1549 строф, которые практически полностью повторяют Ригведу и используются в качестве напевов при жертвоприношениях богу Соме, и песенников (ган), которые разъясняют способы исполнения этих строф. [2, с. 288]
  • Третья веда –Яджурведа, или Веда жертвенных формул. Известно несколько редакций данной веды, которая являлась руководством для жрецов, принимающих непосредственной участие в ритуалах жертвоприношений, которые сопровождались декламациями, молитвами и песнопениями всех жрецов. Яджурведа включает строфы, заимствованные преимущественно из Ригведы, а также прозаические формулы – яджусы. Отредактировали Яджурведу позднее Ригведы.
  • Четвертая веда – Атхарваведа, или Веда заклинаний и заговоров. Она имеет несколько редакций и состоит из 730 гимнов, которые включают около 6000 строф и прозу. Язык Атхарваведы является доказательством того, что она была составлена значительно позже Ригведы, скопировав из нее отдельные материалы. В Атхарваведе содержатся заклинания разного рода, которые могут быть направлены как против отдельных личностей, демонов или болезней, так и на приобретение удачи в любовных делах, появление потомства и благополучие материальной сферы.

Упанишады

Определение 2

Упанишады – это философские трактаты, которые появились примерно 1000 лет до н.э. и по своей форме представляют диалог между мудрецом-мыслителем и его учеником или человеком, который ищет истину, а позже становится его учеником

В общей сложности существует около 150 Упанишад. В них доминирующей темой выступает вопрос о первопричине, первоначале бытия, посредством которого можно объяснить происхождение любого явления природы и человека. В Упанишадах господствующее место отдано учениям, предполагающим в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало – Брахман, или Атаман.

Брахман и Атман обычно употребляют в качестве синонимов, несмотря на то, что чаще Брахман употребляют, чтобы обозначить Бога, вездесущего духа, а Атман – души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман превратились в центральные понятия всей индийской философии, а в первую очередь, веданты. В отдельных Упанишадах отождествляются Брахман и Атман с материальной первопричиной мира – пища, дыхание, вещественные первоэлементы – вода, воздух, огонь и земля, или же со всем миром в целом. В большинстве текстов Упанишад Брахман По данной теме мы уже выполнили реферат Человеческое бытие в учении веданты (Махатма Ганди, Свами Вивеканда, Ауробиндо Гхош) подробнее и Атман трактуются в качестве духовного абсолюта, бестелесной первопричины человека и природы.

Сквозь все Упанишады отдельной нитью идет идея тождества духовной сущности субъекта, то есть человека и объекта, то есть природы, что было отражено знаменитым изречением «Ты есть то» или «Ты – одно с тем».

В Упанишадах познание и приобретенное знание подразделяются на два уровня: низший и высший. На низшем уровне предполагается познание только окружающей действительности. Это знание может являться истинным, так как оно по своему содержанию отрывочно и не полно. Высшая ступень – это познание истины, то есть духовного абсолюта, восприятие бытия во всей его целостности, оно может быть приобретено только посредством развитой мистической интуиции, которая формируется во многом благодаря йогическим упражнениям. Именно высшему знанию отведена власть над миром.

Одним из центральных вопросов Упанишад выступает проблематика исследования человеческой сущности, его психики, душевных переживаний и поведенческих форм и особенностей. Мыслителями Древней Индии была отмечена сложность структуры психики человека и выделены следующие элементы:

  • сознание;
  • воля;
  • память;
  • дыхание;
  • раздражение;
  • успокоение и пр.

Особое внимание уделялось их взаимосвязи и взаимовлиянию. Несомненным достижением выступает характеристика разных состояний психики человека, а, в частности, состояние бодрствования, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних условий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: в качестве высшего счастья рассматривали избавление души от разного рода мирских привязанностей и забот. В Упанишадах приведено различие материальных и духовных ценностей, блага, как спокойного состояния души, и низменной погони за чувственными удовольствиями.

Именно в Упанишадах впервые была высказано концепция переселения душ – сансара, а также идея о воздаянии за прошлые действия – карма. В этом выражалось стремление к определению причинно-следственной связи в цепи поступков людей. Также была сделана попытка посредством нравственных принципов – дхармы – корректировать человеческое поведение на каждой ступени его существования.

Иными словами, Упанишады – это фундамент для практически любого философского направления, появившегося в Индии, так как именно в них ставились и развивались цели, на протяжении длительного времени питающие философские идеи Индии.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис