Биография философа
Гераклит – один из известных древнегреческих философов шестого – пятого века до нашей эры, часто причисляемый к ионийской или милетской школе натурфилософов. Современники же философа, рассматривали его как самостоятельного мыслителя, который ни у кого не учился, хотя и был знаком с трудами Пифагора, Ксенофана, а также Фалеса, Анаксимена и Анаксимандра.
Гераклит происходит из древнего рода басилевсов города Эфеса, что находился на малоазиатском побережье. Хотя ко времени жизни Гераклита статус басилевса уже потерял свою непосредственную властную функцию, а стал скорее ритуальным, однако давал человеку значительные привилегии, от которых философ отказался в пользу своего брата.
Идеи Гераклита были трудны для понимания его соотечественников и современников, из-за чего его прозвали «Темным». Данное непонимание, а также прямой и язвительный характер, сподвигнули Гераклита на отшельничество – он жил вдалеке от города в горной хижине. Так же часто Гераклита называют «Плачущим» философом, поскольку он не мог сдержать слез наблюдая суету людей.
Свое учение Гераклит изложил в трактате «О природе», от которого до наших дней дошли лишь отрывочные сведения из сочинений более поздних авторов. Сам трактат был размещен им в печально известном храме Артемиды в Эфесе (который позднее был сожжен одним человеком ради увековечивания собственного имени в веках), и представлял собой достаточно трудное сочинение. Прочитав его Сократ выразился в таком духе, что все понятое им прекрасно, то что не понято вероятно также прекрасно, однако для понимания всего произведения следует быть подобным ныряльщику за жемчугом, так глубоко сокрыты в нем философские истины.
Смерть Гераклита лишь закрепила за ним славу темного философа. Из отрывочных сведений можно узнать, что он попросил обмазать собственное тело навозом после чего умер, а также что его тело было растерзано собаками. Ряд исследователей относят данные особенности к специфике зороастрийского погребения. Марк Аврелий делает предположение, что Гераклит болел водянкой, а навозом обмазался в качестве способа лечения.
Учение Гераклита
В своем учении Гераклит отчасти уподобляется другим философам Милетской школы, которые стремились найти первоначало мира, сущность от которой все произошло и находили ее в различных стихиях – воде или воздухе. Гераклит же отдает предпочтение огню, что оценивается современниками достаточно скептически, ведь первоначало должно быть стабильным и неизменным, в то время как огонь – наиболее динамичная и изменчивая стихий.
Гераклит выдвинул ряд положений, описывающих его взгляды на мироздание:
- Огонь есть начало сущего;
- Все сущее периодически порождается и уничтожается огнем;
- Все находится в движении, все текуче и изменчиво;
- Источником движения и изменчивости служит противоречивая природа вещей.
Выбор огня в качестве первоначала Гераклитом не случаен. В действительности великий огонь для философа в большей степени символ, чем реальная сущность. Огонь в его представлении сгущаясь образует воздух, из которого получается вода, которая в свою очередь трансформируется в землю и т.д. Огонь переменчив, единственным, что остается в этой непрерывной цепочке трансмутаций – это сам принцип изменений.
В действительности принцип текучести или Логос является для Гераклита своеобразной незыблемой основой мира, не материальной, но организующей, управляющей всем его движением и развитием. В этом отношении метафизика Гераклита оказывается значительно более глубокой, в сравнении с воззрениями других натурфилософов.
Гераклита заслуженно считают первым диалектиком, в современном значении этого слова. Значительное место в его учении отводится противоположностям, которые он находит в каждом предмете и веществе. Гераклит выделял несколько видов противоположностей:
- противоположность эффектов,
- противоположность признаков,
- необходимая противоположность,
- противоположность единства.
Противоположность эффектов в учении Гераклита выглядит следующим образом – один и тот же предмет может одновременно производить два прямо противоположных эффекта. Так, например, морская вода одновременно является животворной и губительной. Она является источником всякой морской жизни, и в тоже время непригодна для человека, топит суда и обрушивает свою ярость на берега.
Противоположность признаков заключается в существовании предметов с противоположными по своим характеристикам атрибутами, так, например, монета с одной стороны мала, а с другой обладает большой ценностью, равно как и вина, с одной стороны объективно не имеет веса, а с другой стороны ложится на человека тяжелым грузом.
Необходимая противоположность связана с осознанием человеком пользы таких вещей как отдых, пища, здоровье и так далее. Человек не будет осознавать их ценность до тех пор, пока не испытает усталость, голод, болезнь.
Противоположность единства наиболее близка к единству противоположностей классической диалектики как Гегеля, так и Маркса. Она выражается в двуедином характере предмета. Так день сменяет ночь, а обе противоположные стороны являются частью суточного цикла; горячее и холодное есть противоположное проявление единого параметра – температуры и т.д.
Критика Гераклита и его вклад в философию
Во многом революционные идеи Гераклита оказались в значительной степени непонятны его современникам, в особенности согражданам эфесцам, которые неоднократно высмеивали постулат философа о всеобщей изменчивости. Различные идеи Гераклита оспаривались философами совершенно различных эпох – от мудрецов Элейской школы (Парменид, Зенон) до Дж. Бурнета, К. Рейнхарда и Дж. Кирка.
Вместе с тем, его наследие оставило глубокий след в философии. Последователь Гераклита – Кратил был учителем Платона, что оказало на того значительное влияние. Диалектический способ рассуждения был воспринят Сократом и позже Аристотелем. Наконец в девятнадцатом веке идеи Гераклита получили значительное переосмысление и развитие в теориях Гегеля, Ницще, Хайдеггера.