Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы общественной регуляции, предшествование нравственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Формы общественной регуляции, предшествование нравственности
Формы общественной регуляции, предшествование нравственности
Определение 1

Социокультурные средства регуляции поведения – это набор закрепленных и передаваемых из поколения в поколение практик и приемов, направленных на упорядочивание общественной жизни и поведения отдельных его членов.

Первичные механизмы общественной организации – первобытная магия

Социокультурные средства волевой регуляции прошли долгий путь своей эволюции, в ходе процессов развития самого человеческого общества. Они складывались постепенно, от коллективных форм к индивидуальным, от внешних предметных действий к внутренним психологическим инструментам. В качестве наиболее ранних образцов социальных средств можно выделить:

  • первобытную магию,
  • традиции
  • мантические практики,
  • табу,
  • йогу и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Магия в первобытном обществе выполняла разные социально-психологические функции:

  • воспитательную,
  • ориентировочную,
  • развлекательную,
  • компенсаторную.

Главная ее функция заключалась в регулировании эмоций, поддержании социального порядка и контроля. Создатель функционального подхода к магии, Б. Малиновский, считал, что все магические представления и обряды взаимосвязаны и необходимы, главная их функция заключается в обеспечении уверенности в ситуации неопределенности. Он перечисляет три типичных элемента, составляющих основу любого магического заклинания или обряда, на которых держится вера в действенность магии.

Это фонетические эффекты, такие как вой ветра, голоса животных, раскаты грома. Они выражают эмоциональные составляющие, связанные с желанием субъекта. Вторым элементом является использование слов, которые точно описывают суть желаемого, тем самым провоцируя его наступление. Например, при целительстве маг описывает здорового человека, а при наведении порчи - все ее негативные проявления. Третий элемент - апелляция к предкам и культурным героям. В последнем элементе заключена вера в естественный человеческий характер магии, которая буквально и фактически находится в самом человеке и передается от человека человеку через посвящение и обучение.

Б. Малиновский видел силу магического воздействия в переживаемых человеком эмоциях, вызванных в первую очередь концентрацией на определенной личности или ситуации, в результате чего формируется активная установка по отношению к образу. В процессе магического ритуала эти эмоции достигают своего пика, а спонтанное поведение (движения, жесты, слова) помогает снять психологическое напряжение, желаемая цель кажется ближе, вновь обретается контроль над собой, однако «мы остаемся в убеждении, что слова проклятий и жесты ярости достигли ненавистного нам человека и поразили свою цель». У человека формируется убеждение в реальности воображаемых перемен, что направляет его поведение.

Традиции

Магические обряды существуют в системе традиций, которые передаются письменно и устно, опираются на особые материальные вещи и действия. Рассматривая истоки формирования традиций, в особенности обрядов, практик и вещей, обладающих магической силой, Л. Леви-Брюль обращается к особенностям первобытного мышления. Сакрализация и сохранение традиций, передача из поколения в поколение опирается на аффективный характер мышления первобытного человека.

Мир представляется ему, полным опасностей, способных реально повлиять на его жизнь: голод, болезни, непогода, неудача на охоте и т.д. Вместе с тем, первобытный человек не стремится к конкретизации, исследованию причин и закономерностей, которые стоят за этими опасностями. Вместо этого он обращается к опыту своих предков, закрепленных в виде традиции. Логика первобытного человека очень проста. Если предки смогли выжить и продолжить род, соблюдая определенные ритуалы и выполняя обряды, то точное их исполнение позволит обеспечить благополучную жизнь ему самому.

В целом традиция выступает мощным фактором регуляции поведения как на внешнем социальном, так и на психологическом уровне. Однако традиция регулирует не любое поведение, а только то, которое является социально значимым, причем его область и рамки могут значительно различаться от культуры к культуре. Конкретным воплощением регуляторной функции традиции является обычай как строго закрепленная схема поведения личности в определенных условиях. Обычай может выступать как средство принуждения к какой-либо деятельности или реализации определенных ценностей.

Табу

Другим элементом, родственным магии, выступает табу. Вместе с магией табу образует единую «магическую» систему регуляции поведения человека, что по сути является внешней социальной регуляцией деятельности. Ф. Штейнер определяет табу как различные социальные механизмы, которые регулируют поведение человека в тех ситуациях, когда ситуация представляет опасность. Это чувство опасности социально и культурно мотивировано.

Замечание 1

В табу можно увидеть две стороны - классификация нарушений и защита общества от опасности. Табу имеют негативный характер, т.к. содержат лишь запрет и не несут в себе никакого позитивного идеала. Главный побудитель к их исполнению - страх.

Табу представляет собой запреты, которые включают в себя три компонента. Первый компонент - это представления о неотвратимой опасности, которая обрушится на субъекта в случае произведения запретного действия. При этом опасность носит коллективный характер, затрагивая не только одного индивида, но и само общество. Никто не имеет ясных представлений о том, каков характер и причины этой опасности, однако все уверены в ее существовании.

Вторым компонентом является чувство страха перед опасностью, который настолько велик, что распространяется на само запретное поведение, а также на нарушителя. Сила данного страха находит свое отражение в санкциях по отношению к нарушителю, носящих самый жесткий характер, вплоть до убийства.

Третий компонент - это сам запрет. Таким образом, табу часто рассматривается как норма, имеющая внешний характер по отношению к обществу, как бы навязанная ему некими силами. Данная особенность табу натолкнула многих исследователей на предположение о том, что именно табу является первой и наиболее древней формой социокультурной формой регулятора человеческого поведения. С появлением табу начинает формироваться дуалистическое противопоставление духовно-социального и животно-телесного начала в человеке. Позднее на системе табу сформировались более развитые формы социального регулирования, например, право и мораль.