Биография философа
Фома Аквинский родился в 1225 году в замке Рокказекка. Он происходил из знатного итальянского рода, и его отец жаждал видеть Фому аббатом местной обители, в результате чего будущий философ бывший седьмым сыном в семье, в скорости был отправлен туда на обучение. Фома проявлял значительное усердие в учебе, которое привлекала его даже сильнее, чем того хотела бы его родня. После обучения в университете Неаполя Фома сблизился с доминиканским орденом и решил примкнуть к нему, однако его отец воспротивился данному решению, и братья заточили Фому в замке на два года. Освободившись из-под ареста Фома не изменил своего решения и вступил к доминиканцам.
После этого Фома становится учеником Альберта Великого и вместе со своим учителем продолжает свое образование сначала в Парижском, а затем Кельнском университете. После окончания обучения Фома возвращается в Париж и в течении нескольких лет преподает в университете, затем папа Урбан IV отзывает его в Италию, где он также ведет преподавательскую деятельность. Все это время Фома активно пишет, значимой темой для его произведений становится борьба за очищение Аристотеля от «искажений» арабских толкователей и приспособления его учения для нужд церкви. В 1274 году Фома умирает от болезни по пути на церковный собор.
После смерти учение Фомы продолжает развиваться в рамках схоластических кругов, спустя пятьдесят лет в 1323 году его канонизируют, что способствует принятию его философии как официальной позиции и идеологии церкви.
К числу основных трудов Фомы Аквинского относятся:
- Сумма теологии,
- Сумма против язычников,
- О сущности и существовании,
- О началах природы и т.д.
Основные положения философии Аквинского
В своей философской системе Фома Аквинский решает две основные задачи – это систематизировать схоластическое наследие предыдущих авторов, а также упорядочить взаимоотношения философии и теологии, разума и веры, для чего он в значительной степени опирается на учение Аристотеля.
С точки зрения Фомы Аквинского разум является необходимым дополнением к вере в том отношении, что разум позволяет изложить положения веры более понятным для многих обывателей языком и даже убедительно обосновать их, что, впрочем, нисколько не умаляет значение самих теологических откровений. Философия в системе Аквинского занимает положение служанки теологии, обслуживая генеральную религиозно-идеологическую позицию католицизма. Именно к обоснованию данной позиции относятся такие знаменитые высказывания Фомы как «разумею, чтоб верить», а также о том, что разум остается всемогущим до тех пор, пока он не вступает в противоречие с верой.
В онтологии Аквинский разделяет понятие сущности и существования. В боге, который рассматривается им как первопричина всего, сущности и существование тождественны друг другу, однако в других вещах, даже ангелах, такого не наблюдается. Главную роль играет существование, которое задается богом в качестве интенции, т.е. бог задает не саму вещь, а ее цель, бытийность, в то время как конкретная сущность, смысл данной вещи воплощается в зависимости от конкретных условий ее возникновения и осуществления. Именно поэтому несмотря на однородность существования в вещах принадлежащих одному типу их сущности могут значительно отличаться.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделяет несколько форм, которые определяют сущность предмета:
- внешняя определенность вещи, из которой возникают неорганические предметы;
- конечная определенность, целесообразность вещи, задающая ее форму изнутри и присущая растениям;
- форма как действующая причина, содержащая в себе не только цель, но и возможность действия, и присущая животным;
- форма независимая от материи, организующая себя в качестве духа, души. К ней относятся как человеческие души, существующие в материальном, животном теле, так и бестелесные существа, такие как ангелы.
Аквинский не противопоставляет тело и душу так жестко, как это делали другие религиозные авторы, согласно его позиции, значительная часть человеческого поведения детерминирована животной, действующей душой, в то время как значение человеческой души заключается в действии разума и воли. Таким образом разум и воля выступают у Фомы положительными проявлениями человека, который способен продвигаться к богу, исследуя окружающий мир.
Аквинский разделяет все знания в мире на три типа:
- божественное откровение,
- теологическое знание,
- метафизическое знание.
Божественное откровения является высшей формой знания, так как открывается человеку непосредственно богом, через прозрение, в качестве очевидных истин, таких как существование бога. Его отличительной чертой является тот аспект, что оно не может быть объяснено через разум и логику, как например, триединство бога.
Теологическое знание также является божественным, однако оно уже подлежит разумному обоснованию, хотя и не нуждается в нем поскольку получено из высшего источника. Однако теологам следует уделять внимание его обоснованию для лучшей пропаганды и борьбы с еретиками.
Наконец, метафизическое знание представляет собой человеческую мудрость заключающееся в познании природы и иных творений божьих.
Неотомизм
Хотя учение Фомы Аквинского и получило значительную поддержку в церковных кругах, оно в своем развитии не выходило за пределы схоластических кругов, и не оказало большого влияния на более позднюю философию. В тоже время многие идеи Фомы оказались актуальными не только в средневековье, но и в настоящее время, что нашло свое отражение в появлении неотомизма.
Неотомизм стал естественной реакцией католической церкви на возрастающую пропасть между религиозным учением и реалиями жизни в XIX, XX и тем более XXI веках. В своем стремлении не отстать от современности церковь нуждалась в мировоззренческом базисе, который устранял бы противоречия между сверхъестественными истинами откровения и достижениями науки. Такой базис был найден через обновление учения Фомы Аквинского, краеугольным камнем которого явилось создание гармонической системы, при которой изучение мира, природы остается прерогативой философии и естественных наук, а сверхъестественного – теологии.