Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философские взгляды Людвига фон Фейербаха

Учение Фейербаха о познании

Замечание 1

Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ, очень влиятельный в XIX веке, был талантливым писателем, страстным и пылким по натуре.

В юности он должен был стать богословом, затем увлекся гегелевской метафизикой, а от нее уже перешел к сенсуализму. Фейербах, по соответствующему описанию историка материализма Ланге, следовал тем самым трем фазам философской мысли, которые Огюст Конт, основатель позитивистского учения, видел в истории всего человечества:

  • теологической,
  • метафизической,
  • позитивной.

Согласно философии Людвига Фейербаха, «Истина, действительность и чувство тождественны друг другу... Только чувственное очевидно... Только там, где начинается чувственность, пусть исчезнут все сомнения и споры». Поэтому органы чувств являются главными органами не только нашего восприятия, но и познания в целом. Фейербах, как и сенсуалисты XVIII века, считал, что чувственность является единственным источником истинного знания. Он дошел даже до того, что отрицал существование общих понятий и признавал истинным только единичное, конкретное.

Еще одной особенностью гносеологии Людвига Фейербаха является то, что согласно ей надежность бытия, можно определить не только его доступностью собственному чувству одного человека, но и его реальностью для другого. «Я знаю тебя до пробуждения собственного сознания».

Этика Фейербаха

Философия Фейербаха уделяет наибольшее внимание этике и религии. По его мнению, предметом этики является область человеческой воли, определяемая как стремление к счастью. «Нравственность без счастья, — говорит Людвиг Фейербах, — бессмысленное слово». На вопрос, как соединить стремление к личному счастью со стремлением к самообладанию и служению на благо других, что на первый взгляд противоречит одно другому, Фейербах поясняет: поскольку «я» неотделимо от «ты», то истинная этика должна основываться не на личном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы чаяния других.

Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Ярким ее выражением является различие между полами. В сексуальной любви «желание счастья может быть удовлетворено только путем удовлетворения одновременно, нравится это кому-то или нет, желания счастья другого человека». Согласно этике Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом может возникнуть, но он преодолим. Люди постоянно учатся сочетать исполнение долга с личными желаниями. Благодаря этому само выполнение долга постепенно начинает сопровождаться чувством удовлетворения и счастья, даже если поначалу это делается против воли. Даже жертвование собственной жизнью ради счастья других может принести человеку большое этическое удовольствие.

«Философские взгляды Людвига фон Фейербаха» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Философия религии Фейербаха

Людвиг Фейербах наиболее известен своей теорией происхождения религии. Согласно Фейербаху, человек всю свою жизнь обрабатывает только чувственные данные. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. Фейербах относит к сверхчувственным, «потусторонним» важнейшим религиозным понятиям:

Однако его философия принципиально отличается от атеистов XVIII века в интерпретации вопроса о происхождении религиозных верований. Большая часть «просветителей» XVIII века считала, что религия возникла из человеческого невежества и суеверий, а также из сознательного обмана с целью установить власть меньшинства над большинством. Фейербах, напротив, считает, что желание изобретать богов коренится в присущем человеческому разуму стремлении сравнивать внешний мир со своим собственным идеализированным образом.

Каждый человек ограничен с точки зрения, как физической, так и психической индивидуальности, и поэтому не может воплотить в себе все возможные человеческие совершенства и добродетели. Но в каждом индивидууме есть стремление обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все возможности, доступные человеку как виду. Это стремление лежит в основе религиозных представлений о богах. С древних времен люди стремились олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких выдуманных и несуществующих реальностях. Человека толкает к этому постоянное противоречие между тем, что он есть, и тем, чем он должен быть. Не Бог творит человека «по своему образу и подобию», а, наоборот, человек точно так же творит богов. Эта точка зрения сформулирована в известном изречении Фейербаха «человек для человека бог».

Философия Фейербаха нисколько не отрицает исторического значения религии, даже констатирует, что ранее вера в богов воплощала в себе лучшие мысли и чувства человечества. Но сейчас в этом уже нет необходимости. Фейербах был убежден, что его философия и современная наука осознали метафизическую иллюзию, которая лежала в основе религиозного творчества. Таким образом, боги теряют смысл своего существования.

Технический прогресс, развитие искусств и общественных форм дает человечеству возможность удовлетворять все более разнообразные потребности. Ремесленник и поэт больше не нуждаются в покровительстве Аполлона или Гефеста. В будущем человечество научится искусству быть счастливым и нравственным без помощи религии.

Фейербах далеко не оригинален в своем атеизме. У него было много выдающихся предшественников в XVIII веке и ранее. Однако его глубоко психологическое объяснение процесса возникновения религии стало новым словом в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха позднее получили свое дальнейшее развитие в этнографических исследованиях первобытной религии Лаббока, Тейлора, Спенсера и многих других ученых. Также эти теории были успешно применены в психологии.

Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot