Учение Фейербаха о познании
Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ, очень влиятельный в XIX веке, был талантливым писателем, страстным и пылким по натуре.
В юности он должен был стать богословом, затем увлекся гегелевской метафизикой, а от нее уже перешел к сенсуализму. Фейербах, по соответствующему описанию историка материализма Ланге, следовал тем самым трем фазам философской мысли, которые Огюст Конт, основатель позитивистского учения, видел в истории всего человечества:
- теологической,
- метафизической,
- позитивной.
Согласно философии Людвига Фейербаха, «Истина, действительность и чувство тождественны друг другу... Только чувственное очевидно... Только там, где начинается чувственность, пусть исчезнут все сомнения и споры». Поэтому органы чувств являются главными органами не только нашего восприятия, но и познания в целом. Фейербах, как и сенсуалисты XVIII века, считал, что чувственность является единственным источником истинного знания. Он дошел даже до того, что отрицал существование общих понятий и признавал истинным только единичное, конкретное.
Еще одной особенностью гносеологии Людвига Фейербаха является то, что согласно ей надежность бытия, можно определить не только его доступностью собственному чувству одного человека, но и его реальностью для другого. «Я знаю тебя до пробуждения собственного сознания».
Этика Фейербаха
Философия Фейербаха уделяет наибольшее внимание этике и религии. По его мнению, предметом этики является область человеческой воли, определяемая как стремление к счастью. «Нравственность без счастья, — говорит Людвиг Фейербах, — бессмысленное слово». На вопрос, как соединить стремление к личному счастью со стремлением к самообладанию и служению на благо других, что на первый взгляд противоречит одно другому, Фейербах поясняет: поскольку «я» неотделимо от «ты», то истинная этика должна основываться не на личном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы чаяния других.
Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Ярким ее выражением является различие между полами. В сексуальной любви «желание счастья может быть удовлетворено только путем удовлетворения одновременно, нравится это кому-то или нет, желания счастья другого человека». Согласно этике Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом может возникнуть, но он преодолим. Люди постоянно учатся сочетать исполнение долга с личными желаниями. Благодаря этому само выполнение долга постепенно начинает сопровождаться чувством удовлетворения и счастья, даже если поначалу это делается против воли. Даже жертвование собственной жизнью ради счастья других может принести человеку большое этическое удовольствие.
Философия религии Фейербаха
Людвиг Фейербах наиболее известен своей теорией происхождения религии. Согласно Фейербаху, человек всю свою жизнь обрабатывает только чувственные данные. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. Фейербах относит к сверхчувственным, «потусторонним» важнейшим религиозным понятиям:
- идею Бога,
- идею свободы воли,
- идею бессмертия души.
Однако его философия принципиально отличается от атеистов XVIII века в интерпретации вопроса о происхождении религиозных верований. Большая часть «просветителей» XVIII века считала, что религия возникла из человеческого невежества и суеверий, а также из сознательного обмана с целью установить власть меньшинства над большинством. Фейербах, напротив, считает, что желание изобретать богов коренится в присущем человеческому разуму стремлении сравнивать внешний мир со своим собственным идеализированным образом.
Каждый человек ограничен с точки зрения, как физической, так и психической индивидуальности, и поэтому не может воплотить в себе все возможные человеческие совершенства и добродетели. Но в каждом индивидууме есть стремление обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все возможности, доступные человеку как виду. Это стремление лежит в основе религиозных представлений о богах. С древних времен люди стремились олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких выдуманных и несуществующих реальностях. Человека толкает к этому постоянное противоречие между тем, что он есть, и тем, чем он должен быть. Не Бог творит человека «по своему образу и подобию», а, наоборот, человек точно так же творит богов. Эта точка зрения сформулирована в известном изречении Фейербаха «человек для человека бог».
Философия Фейербаха нисколько не отрицает исторического значения религии, даже констатирует, что ранее вера в богов воплощала в себе лучшие мысли и чувства человечества. Но сейчас в этом уже нет необходимости. Фейербах был убежден, что его философия и современная наука осознали метафизическую иллюзию, которая лежала в основе религиозного творчества. Таким образом, боги теряют смысл своего существования.
Технический прогресс, развитие искусств и общественных форм дает человечеству возможность удовлетворять все более разнообразные потребности. Ремесленник и поэт больше не нуждаются в покровительстве Аполлона или Гефеста. В будущем человечество научится искусству быть счастливым и нравственным без помощи религии.
Фейербах далеко не оригинален в своем атеизме. У него было много выдающихся предшественников в XVIII веке и ранее. Однако его глубоко психологическое объяснение процесса возникновения религии стало новым словом в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха позднее получили свое дальнейшее развитие в этнографических исследованиях первобытной религии Лаббока, Тейлора, Спенсера и многих других ученых. Также эти теории были успешно применены в психологии.