Антропология – это обобщающая наука о человеке как качественно человеческом существе, во всем многообразии его проявлений (физиологических, этнических, психологических, культурных и т.д.).
История возникновения и основные вопросы философской антропологии
Вопрос о человеке – это вечный вопрос, который вставал перед мыслителями всех времен и эпох. В конечном итоге любое стремление к познанию мира, созданию онтологических или гносеологических концепций вытекает из стартовой посылки человека понять самого себя, определить свое место в мире, что невозможно без определения сущности мира как такового.
В античной философии человек и мир еще не были разъединены и противопоставлены друг другу, человек был органичной частью мира наравне с другими объектами мира-космоса-природы – деревьями, скалами, животными и даже богами. Именно по этой причине познание человеком себя не мыслилось возможным в отрыве от познания окружающей природы. Родоначальник античной этики Сократ утверждал, что тот, кто хочет узнать самого себя, должен начать с познания мира. Лишь знание представляет собой благо, тот, кто обладает знанием способен совершать осознаваемые поступки – такие, для которых человек осознает и потребность, и цель, и средства ее достижения. Такие поступки всегда направлены к добру, в то время как незнание порождает импульсивное, дурное поведение и есть зло.
С течением времени представления о человеке и мире менялись, онтологическая проблематика отделилась от антропологической, однако проблема человека продолжала волновать умы философов.
Как самостоятельная философская дисциплина философская антропология возникла относительно недавно – во второй половине девятнадцатого века. Период ее расцвета – первая половина века двадцатого, время существования многочисленных антропологических школ, как философских, так и научных, особенно в германском пространстве. Философская антропология отделяет себя от других наук о человеке, своим особым статусом, универсальностью тех ракурсов, с которых она рассматривает проблему человека:
- Специфические человеческие качества, отличающие его от животных;
- Человеческий род и внечеловеческое;
- Человек-человеческие отношения;
- Внутренний мир человека – его психическая и духовная жизнь.
Проблема качества человека в антропологии
Одной их центральных проблем философской антропологии является определение человечности и ее соотношения с природным, животным. Данная проблема рассматривается с различных ракурсов. Пытаясь определить генезис человека, его происхождение и ведущие силы этого процесса мыслители придерживаются трех основных подходов – натуралистического, трансцендентного и смешанного.
Натуралистический подход восходит к античной традиции – человек естественная часть природного мира, продукт его длительной эволюции, животное, но животное особое. Эта особость различными мыслителями выражалась по-разному. С точки зрения Аристотеля человек – животное политическое, общественное; с позиции Кассирера –символическое; с позиции Гелена – существо дисциплины и т.д.
Трансцендентный подход отрицает связь человека с природой, связывая его с некой сверхсущностью – Богом, Абсолютом, вселенским разумом и т.д. Человек в первую очередь мыслится как духовное существо, обремененное плотью, как футляром, лишней тяжестью. Большинство трансцендентных теорий предполагают, что земная жизнь человека – есть лишь первый этап, подготовка к подлинному, посмертному бытию, которое заключается в возвращении к трансцендентному прародителю.
Смешанный подход стремится к объединению позиций. Он рассматривает человека как продукт биологический, животный, однако связывает его развитие, качественное становление, формирование специфически-человеческих качеств именно с духовной жизнью, выходом за рамки природной обусловленности и необходимости, детерминированного окружением существования, к потребностям высшего порядка.
Так или иначе, но человек имеет двойственную природно-человеческую сущность. С одной стороны, он остается биологическим существом, но с другой обладает качественным человеческим бытием. Соотношение природного и человеческого в человеке также является точкой дискуссий. Существуют три основных позиции:
- гуманистическая,
- натуралистическая,
- дуалистическая.
Гуманистическая позиция предполагает, что человеческое находится в постоянной борьбе, конкуренции с биологическим в человеке, и в конечном итоге одержит победу над последним. При этом специфически человеческое может пониматься в качестве разума, души, или даже всей совокупности социальных отношений, затрагивающих не личность, но человечество в целом.
Натуралистическая позиция указывает на доминирование животного начала в человеке. Социальное, человеческое лишь наслоение, маска, которая возникает вследствие необходимости сожительства людей в обществе, в действительности же человеком движут природные потребности и желания.
Дуалистическая позиция рассматривает природное и человеческое как параллельных субстанции, которые сосуществуют в человеке и уравновешивают друг друга.
Социальная философия
Социальную философию можно рассматривать как самостоятельную дисциплину, и как часть философской антропологии в глобальном смысле. Ее объектом является общество, его специфика, структура, соотношение как с единичным – человеком, так и всеобщим – миром, природой.
Социальная философия отмечает принципиальное отличие человеческого общества и животного сообщества. Главным признаком данного отличия является закрепленность животного сообщества как видового признака, в генетической структуре вида – оно стабильно во времени, его структура не меняется, оно существует вне зависимости от вило и желания самих животных существ, как объективная данность. Человеческое общество есть продукт сугубо человеческой деятельности, а потому оно мобильно и видоизменяется вслед за самой деятельностью человека, а вне человеческой деятельности не существует.