Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философская антропология и социальная философия

Определение 1

Антропология – это обобщающая наука о человеке как качественно человеческом существе, во всем многообразии его проявлений (физиологических, этнических, психологических, культурных и т.д.).

История возникновения и основные вопросы философской антропологии

Вопрос о человеке – это вечный вопрос, который вставал перед мыслителями всех времен и эпох. В конечном итоге любое стремление к познанию мира, созданию онтологических или гносеологических концепций вытекает из стартовой посылки человека понять самого себя, определить свое место в мире, что невозможно без определения сущности мира как такового.

В античной философии человек и мир еще не были разъединены и противопоставлены друг другу, человек был органичной частью мира наравне с другими объектами мира-космоса-природы – деревьями, скалами, животными и даже богами. Именно по этой причине познание человеком себя не мыслилось возможным в отрыве от познания окружающей природы. Родоначальник античной этики Сократ утверждал, что тот, кто хочет узнать самого себя, должен начать с познания мира. Лишь знание представляет собой благо, тот, кто обладает знанием способен совершать осознаваемые поступки – такие, для которых человек осознает и потребность, и цель, и средства ее достижения. Такие поступки всегда направлены к добру, в то время как незнание порождает импульсивное, дурное поведение и есть зло.

С течением времени представления о человеке и мире менялись, онтологическая проблематика отделилась от антропологической, однако проблема человека продолжала волновать умы философов.

Как самостоятельная философская дисциплина философская антропология возникла относительно недавно – во второй половине девятнадцатого века. Период ее расцвета – первая половина века двадцатого, время существования многочисленных антропологических школ, как философских, так и научных, особенно в германском пространстве. Философская антропология отделяет себя от других наук о человеке, своим особым статусом, универсальностью тех ракурсов, с которых она рассматривает проблему человека:

  • Специфические человеческие качества, отличающие его от животных;
  • Человеческий род и внечеловеческое;
  • Человек-человеческие отношения;
  • Внутренний мир человека – его психическая и духовная жизнь.

Проблема качества человека в антропологии

Одной их центральных проблем философской антропологии является определение человечности и ее соотношения с природным, животным. Данная проблема рассматривается с различных ракурсов. Пытаясь определить генезис человека, его происхождение и ведущие силы этого процесса мыслители придерживаются трех основных подходов – натуралистического, трансцендентного и смешанного.

«Философская антропология и социальная философия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Натуралистический подход восходит к античной традиции – человек естественная часть природного мира, продукт его длительной эволюции, животное, но животное особое. Эта особость различными мыслителями выражалась по-разному. С точки зрения Аристотеля человек – животное политическое, общественное; с позиции Кассирера –символическое; с позиции Гелена – существо дисциплины и т.д.

Трансцендентный подход отрицает связь человека с природой, связывая его с некой сверхсущностью – Богом, Абсолютом, вселенским разумом и т.д. Человек в первую очередь мыслится как духовное существо, обремененное плотью, как футляром, лишней тяжестью. Большинство трансцендентных теорий предполагают, что земная жизнь человека – есть лишь первый этап, подготовка к подлинному, посмертному бытию, которое заключается в возвращении к трансцендентному прародителю.

Смешанный подход стремится к объединению позиций. Он рассматривает человека как продукт биологический, животный, однако связывает его развитие, качественное становление, формирование специфически-человеческих качеств именно с духовной жизнью, выходом за рамки природной обусловленности и необходимости, детерминированного окружением существования, к потребностям высшего порядка.

Так или иначе, но человек имеет двойственную природно-человеческую сущность. С одной стороны, он остается биологическим существом, но с другой обладает качественным человеческим бытием. Соотношение природного и человеческого в человеке также является точкой дискуссий. Существуют три основных позиции:

  • гуманистическая,
  • натуралистическая,
  • дуалистическая.

Гуманистическая позиция предполагает, что человеческое находится в постоянной борьбе, конкуренции с биологическим в человеке, и в конечном итоге одержит победу над последним. При этом специфически человеческое может пониматься в качестве разума, души, или даже всей совокупности социальных отношений, затрагивающих не личность, но человечество в целом.

Натуралистическая позиция указывает на доминирование животного начала в человеке. Социальное, человеческое лишь наслоение, маска, которая возникает вследствие необходимости сожительства людей в обществе, в действительности же человеком движут природные потребности и желания.

Дуалистическая позиция рассматривает природное и человеческое как параллельных субстанции, которые сосуществуют в человеке и уравновешивают друг друга.

Социальная философия

Социальную философию можно рассматривать как самостоятельную дисциплину, и как часть философской антропологии в глобальном смысле. Ее объектом является общество, его специфика, структура, соотношение как с единичным – человеком, так и всеобщим – миром, природой.

Социальная философия отмечает принципиальное отличие человеческого общества и животного сообщества. Главным признаком данного отличия является закрепленность животного сообщества как видового признака, в генетической структуре вида – оно стабильно во времени, его структура не меняется, оно существует вне зависимости от вило и желания самих животных существ, как объективная данность. Человеческое общество есть продукт сугубо человеческой деятельности, а потому оно мобильно и видоизменяется вслед за самой деятельностью человека, а вне человеческой деятельности не существует.

Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot