Обращаясь к анализу антропологических учений китайской философии, мы остановимся на характеристике учений о человеке, разработанных в основных ее школах.
Учение о человеке даосизма
Школа мысли даосизма является одной из самых древних в Китае. Основателем даосизма считается Лао-цзы: появление этого направления мысли относится к $V$ веку до н.э.
Ключевым понятием этой школы является дао. Дао – это основа всего мира, в том числе и человека. Кроме того, дао играет роль и движущей силы всяческого развития (мира, общества, отдельно человека).
Дао ничем не регламентировано, оно спонтанно, поэтому и жизнь человека должна быть динамичной и изменчивой. Человек должен следовать дао Вселенной и своему дао – в этом предназначение человека.
Кроме того, в рамках даосизма разработано два концепта, касающихся антропологической проблематики – это недеяние и естественность. Их основной лейтмотив – отказ от преобразовательной по отношению к течению событий, к ходу природных процессов, деятельности и следование за спонтанность природы как таковой. Идеал в этом – полное слияние с природой.
Всякое стремление каким-либо образом воздействовать или поменять течение дао обречено на провал. Оно приводит к неудаче и пустой трате сил. Поэтому человек должен следовать за дао. Это следование заключается в приведении себя, хода своей жизни к тому состоянию, в котором пребывает дао. Такая установка приводит к тому, что человек не должен беспокоиться о жизни и смерти, печалях и т.п. Это воспринимается им как неизбежность.
Идеальный образ жизни человека, по мнению даосизма – это отшельничество, предполагающее созерцание, медитацию, духовные упражнения. Цель земной жизни человека – возвращение к вечности.
Согласно с даосизма человек обладает бессмертием. Бессмертие человек может достичь одновременно и на духовном, и на телесном уровнях. Для этого даосизм предлагает особую духовно-телесную практику.
Конфуцианство
Антропологическая концепция Конфуция ($551$ г. до н.э. – $479$ г. до н.э.) носит ярко выраженный нравственный и социальный характер.
Конфуций четко проводит границу между людьми, обладающими различными социальными статусами. Статус человека напрямую связан с теми моральными качествами, которыми он обладает.
Конфуций выделяет пять основных моральных качеств человека:
- гуманность;
- справедливость, долг;
- этикет, ритуал;
- доверие;
- знание.
Основой поведения является гуманность, человеколюбие. Конфуцию принадлежит «золотое правило нравственности», которое гласит: «не делай другому человеку того, что не пожелал бы себе». Понятие доверия выступало основой в политической теории конфуцианства. Что касается знания, то оно здесь рассматривалось не как теоретическое познание, но как жизненный опыт, знание правил, общественных и межличностных.
Ключевую роль в воззрениях на человека конфуцианства играл ритуал. Он являлся связь поколений, т.к. сводился к отданию почестей умершим предкам своего рода. Кроме того, ритуал влиял на формирование нравственной составляющей человеческой личности.
Наиболее известной из концепций Конфуция является теория «благородного мужа». «Благородный муж» в конфуцианстве – это одновременно и представитель знатного рода, и образец нравственности. Принадлежность к знати не обязательна, но для достижения состояния «благородного мужа» требуется духовная работа, которая в принципе не может быть выполнена простолюдином. Высокая нравственность доступна всем, но обязанностью является только для высших слоев общества. Исходя из этого, «благородный муж» - это достойный правитель.
«Благородному мужу» противостоит «низкий человек». Его сущностной характеристикой является поиск своей выгоды, а не следование установленным моральным принципам.
Легизм
Легизм как школа мысли в Китае возникает в $IV-III$ вв. до н.э. Базовым утверждением легистов было признание природы человека изначально злой. Для обуздания «злой» природы человека и существуют, с точки зрения легистов, правовые установления и государство.