Наука, наука
Появление сциентического мышления, сциентического мировоззрения связано с активным развитием естественных наук.
Сциентизм связан с таким мировоззрением, что характеризуется верой в науку как в благо. Он абсолютизирует научную методологию познания, его критерии истинности и ложности.
Наука – это сфера человеческой деятельность, которая носит предельный уровень результативности, любое научное достижение толкает развитие человечества вперед.
Сциентические воззрения на человека также носят черты естественнонаучного влияния, подчеркиваются биологические и психологические характеристики человека.
Герберт Спенсер о человеке
Сциентистские взгляды на природу человека высказывает Герберт Спенсер, английский философ и социолог, один из основоположников теории эволюционизма. Природу человека он рассматривает с точки зрения разрабатываемой им социологии.
Он является сторонником Томаса Гоббса во взглядах на человека, т.к. считает, что человек по своей природе антисоциален. Социальным же существом он становится в результате длительной эволюции от первобытных общин до современного состояния. Люди склонны объединяться в общественные институты, тем самым способствуя выражению своей скрытой социальной природы. Социальные институты являются площадкой для коллективных действий, также они благотворно влияют на рост населения.
Человек, по мнению Спенсера, обладает абсолютной свободой, он волен делать все, что ему угодно, но при одном условии: если это не мешает другому человеку и обществу. По сути, получается так, что свобода людей оказывается взаимозависимой.
Один из ключевых вопросов в представлениях Спенсера о человеке – это его воспитание. Являясь сторонником эволюционизма Спенсер признает естественный отбор, согласно которому выживает сильнейший. На приспособление к жизни и направлено воспитание, по Спенсеру. Наравне с воспитанием в школе огромное значение на формирование человека оказывает и любовь и забота родителей. Конечный результат воспитания – это формирование полноценной личности.
Психологизм понимания человека
Герберт Спенсер и в целом эволюционная теория стали движущей силой в становлении психологии как дисциплины, обладающей естественно-научными чертами.
Спенсер внес два принципа, ключевых в последующем развитии психологии:
- принцип преемственности, согласно которому естественные законы распространяются не только на анализ природы, но и на понимание природы человека;
- принцип полезности, утверждающий, что структура всякого явления либо вещи имеет адаптивный характер, подстраивается под имеющиеся условия.
Содержание сознания человека Спенсер связывал с опытом. Но при этом опыт им понимался не как индивидуальный, но как коллективный, расовый. Мыслитель считал, что приобретеный опыт фиксируется в нервной системе и посредством нее передается через поколения.
Г. Спенсер в предмет изучения психологии вводит эмоции и инстинкты.
Биологизм в понимании человека
Эволюционизм в понимании человека предполагает рассмотрение его как части природы, развивающейся вместе с ней. Человек – это продукт эволюции, что подтверждается идеей всеобщего прогресса.
Научное исследование ставит человека в один ряд с животным и на основе их сравнения вводит понятие восприятие, мышление, язык и др. Животное обладает этим в меньшей степени, человек – в большей.
Эволюционисты считали, что человеческое сознание определяется опытом. Мышление понималось основывающимся на чувствах, язык же формировался на его основе.
В характеристике нравственного чувства человека эволюционист стирает грань между культурой и природой. Нравственность понималась здесь как результат эволюции совместной жизни людей.